МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

 

 

 

 

 

 

 

Образовательная программа

внеурочной деятельности

младших школьников МОУ Степановская-2 СОШ

«Кудесники»

 

 

Педагог дополнительного образования:

Макарова Наталья Николаевна,

первая квалификационная категория

 

 

 

Возраст детей: 6, 6-10 лет

Срок реализации: 1 год

Направление: проектная деятельность

 

 

 

 

С.Степановка – 2

2010-11 год

 

Содержание

 

 

1. Пояснительная записка……………………………………………………..3

2. Учебно – тематический план (1-ый год обучения)……………………….7

4. Содержание программы (1-ый год обучения)……………………............8

6. Методическое обеспечение программы ………………………………......9

7. Работа с родителями. План самообразования …………………………….14

8. Список литературы………………………………………………………….15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Кудесники»

 

Пояснительная записка.

«Именно творческая деятельность человека делает его существом,

обращённым к будущему, созидающим его и видоизменяющим своё настоящее».

Л. С. Выгодский

Направленность программы: проектная деятельность

Основой человеческой культуры является общность и единство таких понятий, как:  природа-человек-семья. Это единство имеет свою вековую историю, традиции, обряды.  Но значительной проблемой дня сегодняшнего является нарушение  единства и общности.

Актуальность

Для того чтобы много знать и уметь, надо учиться с интересом и желанием. Истина всем хорошо известна. А как сделать так, чтобы было интересно? Ребёнок приходит в школу с распахнутыми глазами и с желанием узнавать новое. Задача школы  через систему дополнительного образования не только сохранить это желание, но и приумножить его.

Как добиться того, чтобы привычка узнавать, задавать вопросы, находить на них ответы,   исследовать и быть в постоянном поиске, стала стилем жизни для ребёнка, и, став выпускником, попав в водоворот жизни, он не растерялся и не сломался?

Особенность ребенка в том, что он любит творить и исследовать. Значит,  надо поддерживать его креативные начинания, проявлять заинтересованность его делом. И лишь тесное сотрудничество с семьёй даёт эффективные результаты в целенаправленном формировании личности ребёнка.

К сожалению, на сегодняшний день существует проблема отсутствия согласованности семьи и школы в вопросах воспитания школьника. Решить ее можно, привлекая ребёнка и родителей к изучению семейных приоритетов, культурных ценностей города, страны,  обмену опытом. Когда происходит разрушение внутрисемейных связей и традиций, возникает острая  необходимость исследования и возрождения своего генеалогического древа, родовой культуры с целью лучшего осознания себя, своего места в данной цепочке.

Младший школьник чаще общается с бабушками и дедушками по причине занятости родителей на производстве. Поэтому   более целесообразно опираться на опыт старшего поколения, тем более что именно оно является главным хранителем фамильного наследия.

В образовательных стандартах  второго поколения указывается на то, что развитие личностных качеств и  способностей младших школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Для этого необходимо создание атмосферы творческого поиска, когда активизируются мыслительные процессы, появляется глубокая личная  заинтересованность в получении нового знания или продукта, создание такой атмосферы, когда возникающие трудности не отвлекают, а лишь провоцируют более вдумчивое творчество. Детям близко прикладное творчество, которое лежит в основе народной культуры. Но  учиться  прикладному искусству требуется  значительное время, да и  изучение традиций семьи, города, страны невозможно в рамках курса предмета «Окружающий мир»,  где на изучение истории отводится минимальное количество  тем, а знание  истории возникновения вековых внутрисемейных традиций поможет лучше понять исторические события страны и мира.

 Итак,  разрешение возникших проблем может более полноценно реализовать дополнительное образование посредством  реализации длительной программы   приобщения к  семейным традициям на основе изучения особенностей семейной, народной игрушки и особенностей игрушки разных стран и эпох.

Главная идея –это осознание значимости и необходимости сохранения   вековых традиций семьи, своего народа через изучение особенностей семейных традиций  и народных игрушек разных стран и эпох.

Через реализацию  программы в рамках дополнительного образования предлагаю вариант разрешения выявленных проблем,   активизируя внутрисемейные отношения, развивая  исследовательские навыки,  воспитывая патриота своей семьи, гражданина своей страны.   Важно разработать такое направление в системе дополнительного образования младшего школьника, которое способствовало бы развитию творчества у ребенка и максимально объединило институты семьи и школы.

Цель  программы: развитие творческого потенциала ребёнка через осознание и приобщение  к вековым традициям семьи, города, страны в системе дополнительного образования.

Задачи:

Образовательные

·        Изучить основы вековых традиций семьи, основанные на единстве жизни человека в системе: человек-семья-природа-гармония.

·        Познакомиться с особенностями быта и культуры жизни народов разных стран на основе изучения игрушек.

·        Выяснить особенности отдельной эпохи жизни нашей страны на основе изучения особенностей народного костюма.

·        Совершенствовать познавательные универсальные действия, помогающие правильно вести сбор необходимой информации.

 

Развивающие

·        Способствовать развитию творческого потенциала личности через создание игрушек, сочинительство, рисование, аппликацию, лепку.

·         Активно расширять словарный запас через изучения понятий и названий, употребляемых в речи предыдущих поколений, умения вести диалог и аргументировать выбранное действие, умение объяснять процесс выполнения поделки, способствовать освоению проектной деятельности.

·        Деятельностно осваивать исследовательские навыки, базовые в рамках программы (постоянный процесс  сбора, анализа, систематизации всего материала, дающий возможность проведения практической деятельности)

·        Совершенствовать регулятивные универсальные действия, способствующие повышению самостоятельности выполнения работы  по заданной цели, умению корректировать свои действия.

Воспитательные

·        Способствовать личностному развитию каждого ребёнка через развитие его индивидуальных возможностей (акцентирование на выбранном виде деятельности, совершенствование выполненной работы, саморазвитие).

·        Совершенствовать коммуникативные универсальные действия через организацию парного и группового сотрудничества.

·        Способствовать осознанию значимости семейных традиций, формирующих нравственность и приоритет уважительных и бережных отношений внутри семьи, развивать стремление не только сохранять основы семейных традиций, но и строго им следовать, быть человеком высокой культуры и нравственности.

·        Зародить стремление к саморазвитию через привычку познания и желание освоения новых форм прикладного творчества.

 

 

 

 

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы

Отличительная особенность данной программы состоит в последовательном  изучении ценностей  и традиций семьи, особенностей культуры страны  на основе изучения особенностей семейной, обрядовой, народной   игрушки; народного костюма  посредством практического творчества  и совместной  исследовательской деятельности. 

Возраст детей: дополнительная образовательная программа младших школьников «Кудесники » рассчитана на детей младшего школьного возраста от 7 до 10 лет.

Сроки реализации дополнительной образовательной программы

Дополнительная образовательная программа «Кудесники» рассчитана на 1 год обучения  по   программе: «Удивительный мир игрушки» (33 ч).Всего 33ч.

 

 

Название подпрограммы

Кол-во часов в неделю

Класс

Направление деятельности

1

«Кудесники» 1ый год обучения – «Удивительный мир игрушки»

1ч.

1кл.

изучение традиций семьи, истории семейных игрушек; создание своих кукол и игрушек

 

Формы и режим занятий:

Специфика работы по данной программе требует активного привлечения к проведению занятий членов семей учащихся, использование семейного архива; организацию КТД, проектной деятельности.

Базовыми являются активные формы познания: «Мозговой штурм», диспут, обсуждение, устный журнал, заочное путешествие, конкурсы, самопрезентации и  исследования.

Формы работы – пары, группы, микрогруппы, индивидуальные. Индивидуальная работа предполагает исследовательскую  деятельность, практическое творчество исходя из интересов ребёнка, систематизацию изучаемого материала через создание  исследовательских работ.

Режим занятия:

1-й год обучения – один  раз в неделю по одному  часу;

Ожидаемый результат:

1 год обучения

-пополнение семейного архива новыми исследованиями, укрепление внутрисемейных связей;

-освоение   навыков исследовательской деятельности, создание мини-научно-исследовательских работ;

-освоение новых навыков работы с нетрадиционными материалами (ткань, бумага, солома, береста, лыко);

-умение сотрудничать в коллективе, откликаться на просьбу, быть внимательным и толерантным;

-расширение читательского кругозора, развитие связной речи, критического     мышления, пополнение словарного запаса;

.

Возможности участников:

-создание игрушек и поделок из нетрадиционных материалов, стимулирующих мотивационную сферу деятельности ребёнка;

-проведение научно-исследовательской работы по изучению семейных традиций, создание родословных;

-участие в  выставках различного уровня, самореализация творческого потенциала;

 

Уровни воспитательных результатов:

1 уровень:

-приобретение школьником социального знания

 (основные функции семьи, значимость и комфортность семейного воспитания, вековые семейные традиции, правила поведения в соответствие  конкретных семейных традиций)

Достигается в результате взаимодействия с педагогом и семьёй.

2 уровень:

-получение школьником опыта переживания и  позитивного отношения к базовым ценностям культуры родной страны

(проектная деятельность,  направленная на изучение особенностей культуры разных стран, выявление  колоритности культуры родной страны на основе изучения игрушек)

Достигается в результате групповой деятельности и практического творчества: выставки, конкурсы, исследовательские работы.

3 уровень:

-получение школьником опыта самостоятельного общественного действия

(активное сотрудничество с объектами социальной сферы: детский сад, социальный приют, краеведческий музей)

Достигается в результате совместной деятельной с педагогом, семьёй,  направленной на повышение значимости традиций родной страны, особенной её культурного наследия: акции и совместные проекты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематический план 1 год обучения «Удивительный мир игрушки»:

Тема

Вид деятельности

Количество часов

Кол-во

часов

Теория

Практика

1.

Традиции русской игрушки.

 

12 ч

 

 

1

История русской игрушки, традиции и обычаи.

Беседа,  рисование

2

Рисование и лепка.

Рисование, лепка

2 ч

3

Кукла  из ткани.

Рисование, практикум

2 ч

4

Мягкая игрушка

Рисование практикум

4 ч

5

Сочинительство

Защита - выступление

2 ч

 

 

Традиции моей семьи.                                                                            

 

5 ч

 

 

1

 Удивительные страницы моей семьи (откуда идут корни, школы моей семьи)

Фотовыставка, беседа, выставка «забытых» вещей

рисование

2

Моя родословная.

Защита-выступление

1 ч

 

3

Дом,  в котором буду жить.

фантазийный проект

2 ч

 

 

Игрушки  моей семьи.                                                                                                                                          

 

7 ч

 

 

1

История и традиции игрушек моих бабушек и дедушек. Встреча с бабушками, дедушками.

Беседа, экскурсия,

рисование

2 ч

2

История и традиции игрушек моих родителей.

Выставка, мини-книжки историй

2 ч

 

3

Наша новая игрушка.

Практикум по выбору

 

 

Мои любимые игрушки.                                                                                    

 

5 ч

 

 

1

История моих игрушек.

Выставка, мини-книжки историй

 

2

Создание  игрушки для друга.

практикум

 

 

Анализ и обобщение.                                                                                            

 

4 ч

 

 

1

Посещение выставки, музея.

Экскурсия

1 ч

 

2

Организация выставки для учащихся школы.

практикум

1 ч

 

3

Выступление с защитой проект на родительском собрании.

практикум

2 ч

 

 

Итого:

беседы-

 

 

 

 

рисование-

 

 

 

 

практикумы-

 

 

15ч

 

 

экскурсия-

 

 

 

 

выставки-

 

 

 

 

1 год обучения

«Удивительный мир игрушки»

 

 

Содержание:

(1 час в неделю-33 ч)

Традиции русской игрушки.                                                                             12ч

Тема 1  Введение. Выставка игрушек (беседа, диалог,  рисование)……………1ч

Тема 2  История русской  игрушки, традиции и обычаи

(ИКТ, рисование)…………………………………………………………………...1ч

Тема 3 Рисование и  лепка игрушек по наглядным образцам…………………...2ч

Тема 4 Тряпичная кукла-закрутка (работа с тканью)……………………………2ч

Тема 5 Мягкая игрушка. (ИКТ, рисование)……………………………………..2ч

Тема 6 Мягкая игрушка. Раскрой деталей и сборка……………………………..2ч

Тема 7 Сочинялки. (сочинение о своей мягкой игрушке,

защита-выступление, народные игры)……………………………………………2ч

Традиции моей семьи.                                                                                         5 ч

Тема 8 История моей семьи  (круглый стол, фото-выставка)………………….1ч

Тема 9 Родословная  (защита-выступление, приглашены родители)…………1ч

Тема 10 Такие разные дома. История моего дома. (ИКТ, мини-проекты)……..1ч

Тема 11 Рисование и лепка. Такие разные дома. Домик из квадратов…………1ч

Тема 12 Дом моей мечты. Рисование и лепка. Защита проекта…………………1ч

 Игрушки  моей семьи.                                                                                        7 ч

Тема 13-14 Игрушки бабушек,

дедушек (выставка, беседа, совместное занятие)…………………………………2ч

Тема 15 -16 Игрушки моих родителей (выставка, защита-выступление)………2ч

Тема 17 Наша новая игрушка (совместный семейный проект)………………….1ч

Тема 18 Сочинительство,  рисование,  лепка (по выбору)..……………………...2ч

Мои любимые игрушки.                                                                                     5 ч

Тема 19 История моих  игрушек (выставка, защита-выступление)………………1ч

 Тема 20Создание игрушки в подарок другу……………………………………4ч

 

Анализ и обобщение.                                                                                             

Тема 21 Посещение музея, выставки……………………………………………….1ч

Тема 22-23 Организация выставки, защита проектов……………………………..3ч

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическое обеспечение:

 

На начальном этапе предъявления информации по истории и культуре изучаемого раздела необходимо использовать  презентации,  которые расширяют информационное поле, повышают познавательный интерес, развивают творческий и коммуникативный потенциал личности.  Презентации позволяют  более ярко представить  материал, заинтересовать и увлечь детей проблемным диалогом по выявлению направлений предстоящей работы. Значительное место в работе должно отводиться практическому творчеству, т. е. поиску применения полученного знания на практике. Выполненная игрушка или поделка будет являться практическим решением творческого процесса. Но для сохранения индивидуальности и традиционности перед её изготовлением обязательным является процесс обсуждения, в основе которого лежит проблемный диалог. Все виды проблемного обучения характеризуются продуктивной и творческой деятельностью, наличием поиска и решением проблемы. Проблемный диалог включает два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Побуждающий диалог – это отдельные стимулирующие реплики. Его лучше использовать на начальном этапе познания, постановки проблемы. Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которые развивают логическое мышление. Подводящий диалог позволяет перейти к практическому решению – созданию продукта творчества.

Особо следует обратить внимание на проведение «Мозгового штурма». Задача: получить как можно больше идей при  создании новой игрушки. Тут и вводится основное правило: приветствуются любые, самые безумные, явно ошибочные идеи, критика категорически запрещена (даже в виде скептических улыбок!). Наоборот, любую высказанную мысль нужно поощрять. Такая поддержка должна стимулировать творческий процесс. На стене классной комнаты  вывешен значительный кусок бумаги (лучше использовать оставшиеся куски обоев, минимальный размер 2 м), на котором после бурного обсуждения прорисовываются высказанные идеи. Такие импровизированные плакаты следует оставлять даже после обсуждения, они придают нужный колорит комнате и помогают эмоционально настроиться ребятам. Не стоит забывать о том, что  дети приходят из разных семей и с разным настроением.

На следующем этапе дети проявляют творчество через создание рисунков, аппликаций, объёмных игрушек, поделок из различного материала. Здесь следует помнить о предоставлении свободы выбора каждому ребёнку. Как правило, дети объединяются в микро-группы по 2-3 человека. Задача педагога -  оказывать незначительную помощь и  больше привлекать внимание всех участников процесса к интересным находкам детей, даже если это простое рисование, но какая-то деталь заслуживает особого внимания. В процессе работы дети обсуждают высказанные идеи, часто включаются в ролевую игру. Например, прорисовывая героя, начинают говорить его голосом, и обязательно найдётся тот, кто ответит на реплику говорившего. Особый интерес у детей вызывает сочинительство и фантазирование, значит,  надо обязательно проводить его на завершающем этапе изучения отдельного блока. Более ценно предложить детям оформлять своё сочинительство в виде книжек-малышек (листы формата А4 сложить пополам и прошить). В процессе работы можно собрать авторскую коллекцию книжек-малышек, которые будут иметь  титульный лист, рисунки,   познавательный материал, возможно,  загадки и кроссворды.

В конце работы организовывается выставка, и коллективно отмечаются достоинства каждой работы – это обязательный этап организации выставки. Затем совместно  определяются самые лучшие, яркие, необычные, а если работы одного плана, то можно распределить  по местам. В основном,  все работы дети  забирают с собой. Более ценным является то, что дети начинают находить самостоятельно новые идеи техники выполнения уже созданных работ и порой дома создают новые поделки. Но организовывать выставки для ребят из других классов, провести защиту своих проектов, пригласить родителей и провести презентацию проектов на родительском собрание -  обязательное условие.

Ценным является неформальное общение между детьми в процессе работы, они оказывают помощь друг другу, делятся впечатлениями, учатся слушать друг друга, т. е. – жить в микрогруппе, готовясь к жизни в социуме.

Для укрепления внутрисемейных традиций чаще использовать беседу, приглашать на занятия кружка родителей и представителей старшего поколения, проводить анкетирование и опрос среди родителей, полученные сведения обсуждать на занятиях кружка, проводить мини-защиты семейных проектов. Если возникает у детей желание поделиться более подробно определённым этапом в жизни семьи, то следует организовать мини-защиту «Моя семья», где представляются фотоматериалы, семейные рассказы, предметы из  обихода. На такое занятие можно пригласить представителей семьи. Атмосфера взаимного общения поможет укрепить отношения внутри семьи, будет способствовать более глубокому пониманию, повысит  значимость совместного труда.

Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образ. Дети любят играть и легко включаются в игру, самостоятельно формируют группы. Рекомендуется использовать игровые технологии. Возможно, использование гуманно-личностной технологии  Ш. Амонашвили, групповых и коллективных способов  обучения В. К. Дьяченко, технологии развивающих игр Б. П. Никитина.

В качестве дидактического материаламожно использовать детские журналы «Копилка идей», различные пособия  из  серии популярных пособий для родителей и педагогов, например: Горичев В. С., Нагибина М. И.Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. («Академия развития, Ярославль», 1998). Интересны и познавательны книги издательства Белый город, серия история России.

 

 

Программа формирования универсальных учебных действий

УУД

1 год «Удивительный мир игрушки»

 

 

Личностные УУД

Углубление осознанности  социальной роли «Я - ученик» с опорой на «ребёнок, сын –дочь, внук – внучка», продолжатель традиций семьи.

 

 

 

 

 

Знание моральных норм: семья, поколение, страна.

Позитивное отношение к учёбе на основе  повышения интереса к деятельности самой личности, её окружению; через  практическое  творчество зарождение привычки самоанализа своей деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные УУД

Умение вести целенаправленный диалог в устной беседе с близкими и в коллективе, умение действовать по устной инструкции.

 

 

Контролировать  свои действия при изменении условия, и самостоятельно вносить коррективы в способ действия.

Познавательные УУД

Умение вести поиск информации, проводить мини-исследование и презентовать полученный результат.

 

 

 

Под руководством, а затем самостоятельное создание способов решение проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД

Умение слушать, слышать, работать в паре и вместе с учителем, уметь высказывать просьбу и оказывать помощь.

 

 

Сотрудничество, партнёрство: умение договариваться, сохранять доброжелательные отношения. Взаимопомощь, взаимоконтроль.

 

Планируемые результаты  в рамках работы творческого объединения «Кудесники»

 

 

1 год «Удивительный мир игрушки»

 

 

Предметные результаты

Выделять существенную информацию из текста, строить рассуждения в форме связных простых суждений

(беседы внутри семьи, составление рассказа на основе проведённых интервью об основных семейных традициях, уметь рассказать об истории игрушек своей семьи)

 

 

Различать прошлое, настоящее и будущее.

Метапредметные результаты

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения выявленных  заданий 

(работа с информацией на занятиях, просматривание журналов, книг, привлечение собственного опыта, умение представлять информацию доступно и увлекательно)

 

 

 

Устанавливать причинно-следственные связи.

Личностные результаты

Знание моральных норм: семья, поколение. Осознание значимости своего «Я» в связи поколений. Способствовать формированию осознания неповторимости и уникальности своей семьи.

 

 

Позитивное отношение к учёбе на основе  повышения интереса к деятельности самой личности, её окружению; через  практическое  творчество зарождение привычки самоанализа своей деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка достижений результатов:

 

Портфолио

Примерный состав:

выборки детских работ;

результаты стартовой диагностики;  материалы тематических работ (рисунки, поделки – фото, исследовательские);

достижения во внеурочной деятельности (участие в выставках, конкурсах, акциях)

 

 

Уровни

1 год обучения

Базовый уровень

составляет рассказ на основе беседы с представителями семьи, дополняет рассказ рисунком, выполняет работу по образцу и шаблонам

Повышенный уровень

Проводит мини-защиту «Моя семья» с использованием сюжетных рисунков, проводит мини-исследование  в рамках изучения родословной, создаёт авторскую  игрушку

 

 

 

 

Вариант оформления результатов оценки достижений

 

ФИ школьника

Исследовательские навыки

(базовый уровень- б/у, повышенный уровень-п/у)

Практическое творчество

(базовый уровень-б/у, повышенный уровень-п/у)

Участие в исследовательской деятельность (результат)

Участие в выставках (результат)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с родителями:

 

Содержание

Сроки

Отметка о выполнении

1

Проведение диагностической работы

Май

Анализ итогов, выявление направления в работе

2

Организация выставки, защита проектной деятельности кружковцев

Декабрь, май

Обсуждение итогов

3

Привлечение родителей для участия в экскурсиях и посещение выставок

По мере необходимости

Постоянное участие

4

Деятельностное участие родителей в работе творческого объединения (обмен опытом, создание родословных, беседы, создание игрушек, оказание помощи в сборе необходимого материала )

По мере необходимости

Постоянное участие (исследовательская деятельность, родословные, семейный архив, участие в занятиях)

5

Приобретение книг, журналов по направлениям работы творческого объединения

Регулярно

Активное пополнение семейных библиотек


План самообразования

Направление

Содержание

Сроки

Результат

Историко-краеведческое

Беседы со старшим поколением, посещение выставок, поисковая работа

Регулярно

Организация встреч с учащимися, создание игрушек по рассказам, ведение записей рассказов, сотрудничество с музеем, создание подборки материалов по краеведению

Интеллектуальное

Чтение литературы по истории страны, района,  города; изучение нормативных документов

Регулярно

Создание личной библиотеки необходимых материалов по темам, знакомство с новинками учащихся, выступление перед педагогами дополнительного образования

Художественно-эстетическое

Посещение выставок, музеев, театров;

создание кукол, игрушек своими руками

Регулярно

Копилка идей, знакомство учащихся с местом расположения примечательных выставок и музеев, организация авторских выставок

 

Список литературы для детей.

1.Александрова Л. Деревянное  зодчество Руси. М.: Белый город, 2003

2. Зайцева А. Оригинальные куклы. М.: Эксмо, 2009

3. Калашников В. Славянская мифология. М.: Белый город, 2009

4. Каштанов Ю. Русский костюм. М.: Белый город, 2008

5. Лаврова С. Русские игрушки, игры. Забавы. М.: Белый город, 2007

Список литературы для родителей.

1.Барышева Т. А., Шекалов В. А. Как воспитывать в ребенке творческую личность. Ростов н/Д: Феникс, 2004. 79 с

2.Межиева М. В. Развитие творческих способностей удети 5-9 лет. Ярославль, 2002.

3.Горичева В. С., Нагибина М. И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Ярославль.  Академия развития, 1998

Список литературы для педагога.

1.      Абрашева З. М. Уроки творчества, уроки для души. // Начальная школа плюс до и после. 2006-№3, с. 71

2.      Атаева Л. В. Творчество – основа педагогической деятельности.

// Начальная школа плюс до и после. 2005-№5, с. 22

3.      Афонина Р. Н. Развитие творческого мышления в процессе выполнения эксперимента. // Начальная школа плюс до и после. 2007-№6, с. 56

4.      Архипова С. В., Вяземский Е. Е., Карпова В. В. Особенности методики преподавания пропедевтического курса истории. М.: Владос, 2001

5.      Буланова М. В.-Топоркова, Духавнева А. В., Кукушин В. С., Сучков Г. В. Педагогические технологии. М.:МарТ, 2006. 336 с

6.      Бушуева Л. С. Активизация творческого мышления младших школьников. // Начальная школа плюс до и после. 2006-№4, с. 32

7.      Винокурова Н. К. Развитие творческих способностей учащихся. М.:Педагогическийпоиск, 1999. 144с

8.      Винокурова Н. К. Развиваем способности детей. М.:Росмэн-Пресс, 2004. 79 с

9.      Вишнякова Е. И., Бородкин Е. Л. Использование знаково – символической системы для эффективности обучения. // Начальная школа плю до и после. 2006-№4 с. 59

10.  Венгер А. Л., Цукерман Г. А. Психологическое обследование младших школьников. М.: Владос, 2001

11.   Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.:Просвещение, 1991.

12.   Зубова Л. В. Методики изучения социальной направленности личности дошкольников и младших школьников. Оренбург, 2005

13.  Коротаева Е. В. Обучающие технологии в познавательной деятельности школьника. // Директор школы. 2003- №9

14.  Колосовская А. А. Урок истории как средство развития личности. // Начальная школа плюс до и после. 2007-№1, с.47

15.  Как проектировать универсальные учебные  в начальной школе. Под редакцией А. Г. Асмолова, М: «Просвещение», 2010

16.  Люблинская А. А. Детская психология. М.: Просвещение, 1971

17.    Наумова В. Н. Урок истории в четвёртом классе. // Начальная школа плюс до и после. 2006-№5, с. 43

18.  Немов Р. С. Психология. М.: Владос, 2002. 608 с

19.   Озерова О. Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. Ростов н/Д: Феникс, 2005. 192с

20.  Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе. Под редакцией: Ковалёвой Г. С., Логиновой О. Б., М: «Просвещение», 2010

 

 

© Stepanovka-2

Конструктор сайтовuCoz