Тема урока: Сочинение – считалка.

Учитель начальных классов: Макарова Н.Н.

Цель: Обучение написанию сочинений – считалок.

Задачи:

- развитие связной речи учащихся, воображения;

- развитие орфографической зоркости.

- воспитывать интерес к самостоятельному добыванию знаний, расширять кругозор.

 

 

 

Ход урока.

  1. 1.     Оргмомент.

- Давайте настроимся на работу и улыбнемся друг другу. Сядьте правильно, откройте тетради и запишите число.

 

  1. 2.     Речевая разминка.

- Чтобы правильно научиться произносить звук р поработаем с чистоговорками. (чистоговорки написаны на доске или слайде)

 

 

Ри-ри-ри – на орехи посмотри.

Ро-ро-ро – у орехов есть ядро.

 

Ра-ра-ра – за горой стоит гора.

Ру-ру-ру – мышка спряталась в нору.

 

  1. 3.     Игра « Доскажи словечко»

-Прежде чем мы начнем работу, я предлагаю вам решить орфографическую задачу.

Детям даются слоги и они должны придумать к ним слова.

 

Ры-ры-ры - … прилетели комары.

Ра-ра-ра - …начинается игра.

 

- А теперь проверим, какие слова вы сконструировали.

Ребята предлагают различные варианты.

- Ребята обратите внимание, у вас получилось в рифму. Кто скажет , что такое рифма?

Если ученики знают, они дают ответ. Если нет, учитель помогает.(на доске или слайде).

 

 

Рифма - созвучие конца стихотворных строк.

4. Изучение нового материала.

 

- Сегодня я бы хотела пригласить вас в творческую мастерскую, потому что на уроке мы будем учиться сочинять считалки. Самый распространённый жанр детского фольклора. Что же это за жанр?

 

(Считалки – короткие рифмованные стихи, применяемые детьми для выбора ведущего или распределения ролей в игре.)

 

-Для чего нужны считалки?

 

- Какие считалки знаете вы?

(Дети называют всевозможные считалки.)

 

Прочитай считалку.

 

Мышка-мышка, подожди,

На улицу не выходи.

Кошка с котиком гуляют,

Возле норки поджидают.

Раз, два, три, четыре, пять,

Выходи искать!

 

- Давайте выучим русскую народную считалку.
(Слайд или на доске с текстом считалки)


Бегал заяц по болоту,
Он искал себе работу,
Да работы не нашел,
Сам заплакал и пошел.


- Посмотрите,  у меня есть еще одна считалка.

 

РАЗ, ДВА, ТРИ. Русская народная

Раз, два, три,

Четыре, пять,

Будем в прятки

Мы играть.

Небо, звезды,

Луг, цветы –

Ты пойди-ка

Поводи!

 

 

 

 

5. Физминутка

 

ИГРА “Шире круг”

 

Дети становятся в круг, держась за руки. Водящий стоит в центре, глаза закрыты, правая рука вытянута вперёд, пальцы сжаты в кулак, кроме указательного. Дети идут по кругу со словами:

 

Шире, шире, шире круг.

 

У ... (имя ребёнка) сто подруг.

 

Эта, эта, эта, эта,

 

А любимая вот эта.

 

  По окончании слов хоровод останавливается. Ребёнок, на которого указал водящий, выходит в круг и становится к водящему спиной. Все хором считают до трёх. На счёт “три” водящий и выбранный поворачивают головы. Если повернулись в одну сторону — целуются в щёчку. Если в разные стороны — кланяются друг другу. В любом случае, после выполнения действия ведущий встаёт в хоровод, а выбранный выполняет его роль. Игра повторяется снова, а в песне меняется имя ребёнка.

 

 

6. Речевая подготовка. Работа над началом сочинения.

- Прочитайте слова, где встречается буква ы.

 

(аты – баты, солдаты)

 

 - Прочитайте слова, где встречается буква  И.

 

(шли, купили, стоит, три)

 

 -Есть ли в этой считалке слова, которые не употребляются в речи?

 

(Аты – баты.)

 

-В считалках иногда встречаются слова, не имеющие смысла, они взяты для чёткости счёта, что  и является примером «слово» аты-баты.

 

7. Написание сочинений.

8. Афиширование.

Дети читают свои работы. Обсуждение работ.

9. Итог урока

- Вот и подходит к концу наше занятие в творческой мастерской.

- Чему вы научились за это время.

10. Домашнее задание.

- Дома вы поработайте над своими сочинениями , откорректируйте работу.

- спасибо за урок!

 

 

Урок-путешествие. Тема урока "Действия с десятичными дробями"

 

Низаева Гузалия Ахтемовна, учитель математики

 

 

Цели урока:

-повторить правила сложения, вычитания, умножения, деления десятичных дробей;

-уметь выполнять действия с десятичными дробями;

-уметь решать уравнения.

 

Задачи урока:

Обучающие:

- обобщить и систематизировать умения и навыки в решении уравнений и задач;

- выявить пробелы в знаниях;

- осуществить коррекцию знаний учащихся;

Развивающие:

 - развивать навыки самостоятельной работы,  самоконтроля, самооценки;

 - развивать коммуникабельность, креативность, умение анализировать, обобщать,   

 

Воспитательные:

- воспитывать познавательный интерес к предмету и уверенность в своих силах;

- воспитывать творческую самоответственность личности, стремящуюся к

 самореализации и составлению субъективности на всех этапах урока.

 

 

 

Тип урока:  урок обобщения и систематизации знаний и умений учащихся.

 

Оборудование: магнитофон, карта путешествия, плакат со схемой текстовой задачи,  макет космической ракеты.

 

Раздаточный материал: карточки с индивидуальными заданиями, звездные карты (чистые листы А4)  и звездочки разных цветов (красная-5, жёлтая-4, синяя-3) для самооценки.

 

         Девиз урока: «Полет – это математика»  ( В.Чкалов)

 

Ход  урока

 

1.    Организационный момент.

 

Учитель читает стихотворение:

 

Ракета небо прочеркнула,

 

Ей в космос путь давно не нов.

 

Не слышно рокота и гула

 

Уж из-под облачных ковров.

 

И укрощенный мирный атом

 

Послушен разуму людей;

 

Над Падуном, плотиной сжатым-

 

Свет электрических огней!

 

Всё это – плод людских исканий,

 

Всё это создано не вдруг

 

Могучей силой точных знаний

 

И мастерством рабочих рук!

 

И прежде чем, заметьте  кстати.

 

 Ракете той был дан прицел,

 

 Её маршрутом математик

 

 На крыльях формул пролетел.

 

Сухие строки уравнений,

 

В них сила разума влилась,

 

В них - объяснение  явлений,

 

Вещей разгаданная связь!

 

12 апреля в нашей стране отмечают День космонавтики, т.к. 12 апреля 1961г. гражданин СССР Ю.А. Гагарин совершил первый полёт в космос на космическом корабле. Этот полёт показал практическую возможность покорения человеком космоса. В этом лежит большая заслуга многих ученых-математиков.

 

 

     В. Чкалов говорил: «Полёт – это математика». И действительно, покорение космоса не обошлось без математических расчётов.

 

     Нам сегодня тоже предстоит совершить космическое путешествие из кабинета математики на различные планеты нашей  «Школьной галактики». Путешествовать мы будем на корабле …..

 

     Название корабля угадаете, если расположите числа в порядке возрастания:  0,81(н), 1,81(р), 0,081(э), 3,51(я), 3,15(и), 2,44(г), 0,82(е).

 

     Задания на карточках на доске. Фронтальная работа с классом.

 

     Ответ: Энергия.

 

     Учитель:  Итак, мы отправляемся в полёт на корабле «Энергия».

 Цель нашего полёта: показать инопланетянам и нашим гостям, какие знания и умения вы приобрели по теме «Десятичные дроби». За время полёта вам нужно составить свою «звёздную» карту ( У каждого уч-ся чистый подписанный лист А4, набор звёзд трёх цветов красные-5, жёлтые-4, синие-3). Проводится самооценка знаний или оценка ответа учителем.

    Ракета стоит на старте. Но прежде чем отправиться в путешествие нам нужно подготовиться к полёту.

Подготовка к полёту:

1.  Повторение теоретических знаний:

Учитель начинает предложение,  учащиеся  - продолжают (за учителем не повторять)…

При сложении десятичных дробей запятая …, аналогично поступаем и при …, если необходимо, то приписываем … .

При умножении десятичных дробей на запятую …, а умножаем как …, но в произведении … .

При умножении десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т. д. в столбик …, а запятую … .

При делении десятичной дроби на натуральное число в частном ставим запятую тогда, когда … .

Но при делении десятичной дроби на 10, 100, 1000 и т. д. деление выполняем не …, а поступаем так, как …, т. е. запятую … .

При делении десятичной дроби на десятичную дробь сначала должны…..а затем выполняем деление на … .

Учитель: Проведите самооценку своих знаний и наклейте звёздочку себе на звёздную карту.

2. Устный счёт (на карточках задания на все действия с десятичными дробями).

Учитель: Проведите самооценку своих знаний и наклейте звёздочку.

Итак, мы отправляемся в полёт!

 (При перелёте с планеты на планету звучит ритмическая музыка. Учитель передвигает макет ракеты по карте путешествий).

Планета «Математическая» 

Учитель: Первая планета, на которую мы прилетели «Математическая». Вам нужно показать, как вы умеете применять изученные правила при вычислениях. (Один человек вызывается к доске, ему предлагается  на выбор несколько карточек с примерами на 4 действия. Решить и объяснить решение). В это время каждый учащийся решает индивидуальное задание на карточке, сверяет с решением учителя и проводит самооценку.

         Примеры:

 

1) 296,2 – 2,7 * 6,6 : 0,15

Ответ: 177.4.

2) 135,2 * 2,1 – ( 0, 083 + 0, 841) .   

Ответ:  282, 996.  

3) 2,575 : 2,5 – 4,25 * 0,16

Ответ:   0.35

4) 1,03 * (42,12 : 0,3 – 112,4) .

Ответ: 28.84

5) 0,54 : ( 22, 5 – 0,8 * 22,5).

Ответ: 0.12

Учитель оценивает работу ученика у доски соответствующего цвета звёздочкой.

 

Планета «Историческая»

 

Учитель: Продолжаем полёт. Наша ракета оказалась на планете «Историческая».

Сообщение  об истории  возникновения десятичных дробей учащиеся готовили дома. Самооценка своих выступлений – звёздочка.

        Планета «Познавательная».

        Учитель: Следующая планета, которую посетила наша ракета, «Познавательная».

         Ребята, а  знаете ли вы, что освоение космического пространства началось ранее 1961 года? Первый искусственный спутник был запущен в 1957 году. Спутник вращался вокруг Земли и подавал сигналы: «Я здесь, я лечу!»

         Но первый спутник не мог ответить на вопрос: а можно ли жить в космосе?

         К.Э. Циалковский – отец космонавтики предполагал, что живые существа могут приспособиться к состоянию невесомости.  Чтобы убедиться в этом для полёта в космос стали готовить  сначала собак, белых крыс, мышей.

-Расшифруйте, как звали первую собаку, посетившую космос.

 Решить уравнения: (решение уравнений для проверки - за закрытой доской)

1)     9х + 3,9 =31,8     2) (у + 4,5) : 7= 1,2.         3)(у – 8,48) + 2,16 = 3,9

 

            х = 3,1.                      у = 3,9.                            у = 10,22.

 

4)     6 * (х + 1,5) = 25,2.         5) 4у + 7у + 1,8 = 9,5    6)38,5- (х + 1,2)=10,3

 

           х= 2,7                               у = 0,7                              х = 27

 

 М     Ы      С       Л       Е       О       Й

 

3,9     0,7     3,1     2,7   10,22   31      27

 

Ответ: Смелый.    Проверка с решением за закрытой доской.          Самооценка.

  Планета «Спортивная».

Учитель: Наш корабль прилетел на планету «Спортивная».

Проведём физминутку ( выполняется комплекс упражнений).

Ну, вот и отдохнули. Отправляемся путешествовать дальше.

Планета  «Занимательная».  

Учитель: Следующая планета  «Занимательная».

         Здесь вас ждут  задания необычного характера. Задания написаны на доске. Фронтальная работа с классом.

1.     В каком примере допущена ошибка? Объяснить.

А) 3,7 + 1,2 = 4,9                                    Б) 7,34 + 10,1 = 17,35

В) 4,2 – 2,03 = 2,17                                 Г) 8,95 – 0,6 =  8,89

2.     Расставьте запятые, чтобы получились верные равенства:

1)    42 + 17 = 212                             3) 57 – 4 = 17

2)    63 – 27 = 603

3.     Впишите знаки действий:

 а) 8,8    10 = 88;      б) 3,3     100 = 0,033;    в) 7,5    100 = 750.

4.     Запишите пропущенное число:

А) 42, 3 *      = 423;    б)  0,05 *     = 50;        в)  3800 *      = 380.

Самооценка.

     Планета «Творческая».

Учитель: Следующая планета, на которую мы прилетели –

«Творческая».

Задача № 885  ( По учебнику А.Г.Мордковича и И.И.Зубаревой)

Планета «Театральная».

     Учитель:  Наш корабль прилетел на планету «Театральная».  Инопланетяне предложили вам выступить с концертной программой и жюри оценило ваше выступление следующими оценками (оценки вывешиваются на доску): 

4,2;  4,8;  5,0;  4,6;  4,3;  4,7;   4,9.

  Найдите среднее арифметическое и результат округлите до десятых.  

 Ответ: 4,6.     Самооценка.

 Планета «Финиш».

 Последняя планета - «Финиш».

 

Подведение итогов урока. «Звёздные карты» вывешиваются на доску. Выставление оценок за урок.

 

 Д/з: Сочинить сказку на тему: «Путешествие в страну Десятичных дробей».

 

Модель урока по теме  «Биотические факторы» 11 класс

 

Учитель: Тимиргалеева Ф.Х.

 

Дидактическая цель урока: Создать условия для усвоения блока новой учебной информации средствами технологии ГСО

Тип урока: Первичного усвоения нового материала

Цели по содержанию:

Образовательная: Способствовать осознанию и усвоению существенных признаков понятий: биотические факторы, хищничество, паразитизм, конкуренция, симбиоз

Развивающая: Способствовать обучению школьников характеризовать различные типы биотических связей по тексту  учебника, конструировать вопросы различного уровня сложности, устанавливать причинно-следственные связи, выполнять творческие задания

Воспитательная: : Воспитание экологического мировоззрения, чуткого отношения  к живому

Методы обучения: Репродуктивный, частично-поисковый

ФОПД: Групповая, фронтальная

 

 

Ход урока

 

1.Оргмомент.

  • Учитель проверяет  готовность учащихся к началу урока, создает доброжелательную атмосферу в классе, настраивающую на активную учебную деятельность.

2.Мотивация и целеполагание

  • Предлагает в качестве эпиграфа к уроку  выслушать стихотворение 

Соседи, соседи: жуки и медведи,

Орлы и козявки, деревья и травки….

Прожить без соседей- увы!- невозможно.

Иных обойдешь далеко, осторожно,

Иными, как раз хорошо закусить,

А с теми под крышей теплее прожить.

Иные годятся для дальней дороги,

Другие поднимут тебя по тревоге,

А эти соседи помогут в беде.

Соседи, соседи- всегда и везде.

                                                                              (М.Левитман)

 

Задает учащимся вопрос и просит их предположить о чем пойдет речь на уроке и, исходя из этого,  сформулировать возможную тему урока

  • учащиеся высказывают свое мнение о том, что на уроке состоится разговор о разнообразных взаимоотношениях  между живыми организмами
  • Учитель дополняет высказывания учащихся и четко формулирует  тему урока и цели учебно-познавательной деятельности

Знать

Уметь

1.Основные виды взаимоотношений организмов, их характерные признаки

1.Устанавливать причинно-следственные связи, конструировать вопросы

2.Роль биотических факторов в экосистемах

2.Решать творческие задачи

 

3.Работать в команде

  • Учитель напоминает правила работы в группе

3.Актуализация знаний        

 

,

 

(фронтальная беседа)           

 

1Что такое биогеоценозы, биоценозы?

2Назовите характерные признаки  биоценоза?

3Что такое факторы среды?

4Какие факторы относят к факторам живой природы?

4.Первичное усвоение (осознание и осмысление идет параллельно)

Учитель: В природе живые организмы не изолированы, а  постоянно взаимодействуют друг с другом, вступая при этом  друг с другом  в различные отношения. Связи  между организмами  могут носить  самый разнообразный характер и приводить к разным результатам : в одних случаях они являются условием существования, а в других- могут угрожать жизни. В общем виде их можно классифицировать на полезные и вредные. И сейчас вам нужно будет разобраться в многообразии взаимоотношений между живыми организмами.

Учитель объясняет, что работа по изучению нового материала будет проходить в форме групповой работы

Учитель раздает  по группам  задания, определяет время работы- около 7-10 минут. Время работы в группах ограничено, т.к. тема знакома учащимся по курсу 9 класса, кроме этого, накануне урока дается опережающее д/з – изучить содержание  параграфа 5.3)

Задание для первой группы:

 Выполнить следующие задания:

1.Ответить на вопрос: Какие организмы являются хищниками? Из перечня организмов выбрать хищников: тигры, орлы, божьи коровки, грызуны, насекомоядные растения, усатые киты, пиявки, муравьи, вирус кори, ленточные черви, осы-наездники.

2.Сформулировать 2 репродуктивных вопроса по тексту просмотра

(Например: Какие приспособления выработались у хищников в процессе эволюции? Какие средства защиты возникли у жертв хищников в процессе эволюции?)

3. Установите взаимосвязь между численностью популяций хищников и их жертв?

4.Объясните, каким образом хищники обновляют и укрепляют популяции своих жертв?

5.В конце 80-х годов  одно из государств юго-восточной Азии- Бангладеш – весьма успешно зарабатывало валюту, экспортируя лягушачьи ножки. Общий объем прибыли достигал 10 млн. долларов в год. Однако, вскоре этому государству пришлось потратить значительно большие суммы на устранение весьма неблагоприятных экологических последствий  подобного бизнеса. Как вы думаете, почему?

( Из-за того, что численность лягушек сократилась, мухи и комары , среди которых были и переносчики малярии, размножились до такой степени, что для борьбы с ними пришлось закупать дорогостоящие инсектициды, истратив много валюты)

   5* Известный ученый-охотовед назвал рысь «селекционером заячьей                 популяции ». За что такой почет хищнику?

Задание для второй группы:

 Выполните задания:

1.Составьте схему «Классификация паразитов», взяв за основу различные признаки

«Классификация паразитов»

признак

сравнения:

возможность

существования

без хозяина?

 

 

                                     

                                            обязательные                            необязательные

 

 

место

обитания?

 

 

 

                                         наружные                                         внутренние 

 

 

постоянство?

 

 

 

 

                                         постоянные                                     временные

2.Сформулируйте по содержанию темы один вопрос репродуктивного уровня

(Например: Какие приспособления возникли у организмов-паразитов в процессе эволюции?)

3. Сформулируйте по содержанию  темы один вопрос конструктивного уровня

(Например: Сравните организмы хищников и паразитов, на основе сравнения сделайте вывод?)

4.Растения-хищники умеренного пояса, в основном, обитатели болот. Как вы думаете, почему?

5.Объясните принцип существования паразитов «Изнуряй, но не губи!»

 

Задание для третьей группы

  «Конкуренция» Выполните задания:

1.Составьте схему «Виды конкуренции» и приведите примеры различных видов конкурентных взаимоотношений

2. Сформулируйте по содержанию темы два вопроса репродуктивного уровня

(Например: Что такое конкуренция?

Какая форма конкуренции является наиболее острой?)

3.Как вы объясните тот факт, что несколько видов насекомоядных птиц могут мирно сосуществовать в одной экосистеме, не вытесняя друг друга?

(эти виды могут уживаться в непосредственной близости, т.к. они занимают различные экологические ниши и по-разному используют ресурсы, начиная от размеров насекомых и заканчивая ярусом, в котором они кормятся)

4.Предположите, что произойдет, если 2 вида с одинаковыми экологическими потребностями окажутся в одной экосистеме?

(Один вид неизбежно будет вытеснен другим. Эта закономерность получила название «Закона конкурентного исключения» Г.Гаузе)

5.Какое естественное свойство популяций используют лесоводы, которые проводят регулярные вырубки в посаженных монокультурах сосны или ели?

(Это свойство- самоизреживание, связанное с внутривидовой конкуренцией. В естественных древостоях оно происходит за счет выпадения из яруса угнетенных, больных, пораженных деревьев. В  искусственных монокультурах функцию выбраковщика берет на себя человек)

 

Задание для четвертой  группы

 «Симбиоз»  Выполните задания:

1.Составьте 2 репродуктивных вопроса по теме

(Например: Что такое симбиоз?

Каково значение симбиоза грибов с цветковыми растениями?)

2.Составьте один конструктивный вопрос

(Например: Почему растения семейства бобовые могут произрастать на почвах, бедных азотом?)

3.Очень часто энтомологи называют муравьев «пастухами тли». Как вы объясните это выражение?

4.Объясните, почему растения семейства бобовые называют «зелеными удобрениями»?

5.Травоядные млекопитающие, в рацион которых входит большое количество растительной ткани, имеют специальные приспособления, помогающие им переваривать богатый целлюлозой  растительный корм. Объясните, что это за приспособления?

5.Первичное закрепление знаний

  • Учитель сообщает учащимся о том, что время их самостоятельной работы истекло, и они переходят к следующему этапу урока- когда слово будет предоставляться каждой группе для отчетного выступления
  • Учитель информирует учащихся о том, что по мере выступления групп, они составляют схему

(схема записана на доске)

«Биотические факторы»

 

 

 

   Полезно-вредные                                Взаимо-вредные                                Взаимо-полезные

    Хищничество                                    Конкуренция                                     Симбиоз

     Паразитизм

 

  • Спикеры от каждой группы выступают с отчетом о самостоятельной работе
  • Представители других групп отвечают на вопросы, сконструированные каждой группой (в случае затруднения, группа сама отвечает на вопросы)

Учитель и учащиеся совместно формулируют выводы по работе на уроке:

  1. 1.      Биотические факторы- сложные и многообразные влияния одних организмов на другие
  2. 2.      Все разнообразные формы взаимоотношений между живыми организмами в общем выполняют важные функции:

- регулируют численность популяций

- обеспечивают стабильность экосистем

 

6.Рефлексия

Учитель предлагает учащимся оценить работу на уроке по алгоритму:

«Я»      «Мы»       «Дело» т. е.

-как работал каждый

-как работала команда

-какого совместного результата достигли на уроке

 

7.Домашнее задание

  1. 1.      Изучить содержание §17.3.4 и ответить на вопросы в конце параграфа
  2. 2.      Сформулировать разноуровневые вопросы по содержанию параграфа
  3. 3.      Выполнить творческое задание -  реклама различных видов биотических факторов «Как хорошо быть……………. .» (паразитом, хищником, симбионтом) в форме:

- рекламного ролика

- электронной презентации

- буклета

 

 

 

 

Урок литературного чтения 2 класс (« Перспективная начальная школа»)

Учитель: Макарова Н.Н.

Тема: Л.Н. Толстой «Прыжок»

Цель:через события рассказа помочь учащимся увидеть отношения людей к поступкам мальчика и обезьяны, почувствовать, что хотел сказать автор своим произведением

Задачи:

- раскрыть психологический характер конфликта в рассказе

- совершенствовать умения анализировать поступки литературных героев

- развивать творческое воображение, связную речь учащихся, навыки выразительного чтения

Ход урока

  1. 1.      Орг. момент
  2. 2.      Введение в тему

Каждый писатель лишь тогда писатель, когда он донёс до читательских сердец то, что его самого взволновало до глубины души. У писателя этого есть свои методы и средства. И они самые разные.

Узнайте автора по портрету. Назовите его фамилию, имя и отчество

Какие произведения Л.Н. Толстого вы уже читали?

Что вы сумеете рассказать о жизни и творчестве Л.Н. Толстого

Прочитайте слова Л.Н. Толстого «Надо стараться, прежде всего, прочесть и узнать самых лучших писателей всех веков и народов»

- Хорошая , настоящая книга, как верный друг, готовый прийти на помощь в любую минуту, только надо суметь грамотно её прочитать и правильно понять

- Чему мы учимся на уроках литературного чтения?

3. Работа по теме

Сегодня мы продолжим знакомство с произведениями Льва  Толстого  и познакомимся  с новым удивительным рассказом «Прыжок»

Объясните значения слова  прыжок

В словаре С.И. Ожегова словом  прыжок называют быстрое перемещение тела, отталкиванием от какой-либо точки опоры. Это просто действие.

Прочитаем  слово внизу – под названием рассказа.

-Как вы понимаете слово быль.

Посмотрите на этот корабль. Это корабль парусник. Палуба  на этом корабле была из твёрдых, как камень пород дерева. Мачты возвышались над палубой на 15-25 метров, т.е. были высотой с 5-и этажный дом. На мачтах перекладины, на которых держаться паруса. От перекладины к перекладине протянуто множество канатов и верёвочных лестниц. Скорость такого корабля была небольшой  и плаванье продолжалось долго. И если случалось паруснику побывать  в жарких странах, команда нередко раздобывала себе обезьянку, весёлого зверька, который потешал людей. А бывало и так , что проказы зверя становились причиной неприятных происшествий.

  1. 3.      Первичное  чтение рассказа. ( запись)

- Так кто же виноват  в том, что чуть было ,не случилась трагедия?

- Что сообщает Толстой о мальчике, главном герое?

- Могли ли люди предположить, что случится?

4. Чтение рассказа детьми

1 ученик ( взобралась на мачту)

- Что значит расходилась?

Что сделала обезьяна?

2 ученик ( до слов ещё злее рвала шляпу)

- На что вы обратили внимание, вас  что -нибудь насторожило?

( поведение мальчика, он не знал плакать ему или смеяться)

3 ученик ( до слов он не отставал)

- Почему мальчик  полез за  обезьяной? Что подтолкнуло его к этому?

-Какое чувство испытываете вы?

-Вам хочется смеяться?

- Как вы понимаете словосочетание разобрал задор?

(вызывающее поведение)

4 ученик ( до слов все замерли от страха)

Объясним значения слова аршин (старинная единица длины, равная 71 см)

_ Что происходит на палубе?

- Как ведёт себя обезьяна?

- Что происходит  с мальчиком?

- Как ведут себя матросы?

5 ученик (до слов головой вниз и прыгнул)

- От чего мальчик опомнился? (кто-то ахнул от страха)

- Какими  словами автор передаёт угрозу жизни мальчика? (мальчик опомнился от крика, глянул вниз и зашатался)

6ученик (размахнулся головой вниз и прыгнул)

- Какой новый персонаж появился в рассказе?

- Зачем он вышел из каюты?

- Что сделал капитан, увидев сына на мачте?

- Что заставило мальчика прыгнуть вниз? ( крик отца)

 7 ученик ( до конца)

- Что случилось с мальчиком?

-  Как ведут себя матросы?

- Что  произошло с капитаном, когда он всё это увидел?

- Почему капитан плакал?

Физминутка

К морю быстро мы спустились

Наклонились и умылись

Вот так славно освежились!

А теперь поплыли дружно

Делать так руками нужно

Вместе-раз, это брас

Одной , другой, это кроль

Все как один плывём как  дельфин

Плыли вдоль и поперёк

 И вернулись на урок

 

Работа в парах

У вас на столе карточки. Найдите карточку №1

- Какие слова подходят для характеристики героя рассказа. Используя материал карточки выберите те, которые считаете главными

 - смелость

- трусость

- стремление  отстоять своё достоинство

- желание покрасоваться

- глупость

- упрямство

- Какой вопрос я задала вам перед чтением?

- Так какой же смысл вкладывает автор в слово прыжок? (прыжок мальчика – это поступок, который спасает его от гибели)

 

Работа с пословицами

А сейчас поработаем с пословицами. Посмотрите   на карточку № 2

 Прочитайте пословицы и выберите ту, которая наиболее соответствует главной мысли рассказа. Свой выбор необходимо доказать.

«Одна голова хорошо, а две лучше»

«Всё хорошо, что хорошо кончается»

Итог урока

- Рассказ Л..Н. Толстого вас чему-то научил?

Писатель заставил вас  о чём- то задуматься?

Рефлексия

А сейчас вы сами оцените, как вы работали на уроке. У каждого  из вас на парте стоит  кораблик с мачтой, но без паруса. Приклейте парус такого цвета, на который вы оцениваете свою работу.

Отлично работал  и многому научился – красный парус

Хорошо работал- синий парус

Ничего не получалось – зелёный парус

 

 

 

1 класс, урок обучения грамоте УМК «Перспективная начальная школа»

Учитель: Макарова Н.Н.

Тема урока: Согласный глухой твердый звук (ш). Буквы Ш, ш.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока:

 

1.учить дифференцировать звук по твердости-мягкости;

2.учить сравнивать звуки парами по глухости-звонкости и отличать парные звуки (ж) и  (ш);

3.упражнять в чтении слогов, слов и текстов с буквой «ш»; закреплять знание условного обозначения звонкого, глухого и твердого мягкого согласных звуков;

4.формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы; закреплять умение выстраивать схемы предложений;

5.развивать речь детей и интерес к чтению.

Прогнозируемые результаты:

Личностные УУД

- планировать учебное сотрудничество со сверстниками;

- распределять работу в парах и группах, оценивать свой вклад и общий результат деятельности;

Метапредметные;

- выделять и осозноватьто, что уже изучено и что еще подлежит усвоению;

- выражать собственное мнение, аргументируя его с учетом ситуации общения;

- устанавливать причинно – следственные связи;

Предметные:

- анализировать свои ответы на основе предложенных задач;

- приводить сравнительную характеристику звуков и букв;

- подводить итоги и выводы по теме.

Технологии:

- ИКТ- технологии;

- технология деятельностного подхода;

- здоровьесберегающая технология.

Оборудование:

Компьютер, проектор экран, карточки, занимательный материал.

 

Учебник: Азбука, авторы  Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А.

 

                                                          Ход урока

 

  1. 1.      Организационный момент
  2. 2.      Сообщение темы урока

 

Чтение стихотворения «Петушки»  

 

                         Петушки распетушились,

                         Но подраться не  решились.

                         Если долго петушиться,

                         Можно и пера лишиться.

                         Если  и пера лишиться,

                         Нечем будет петушиться.

 

-Какой звук часто повторяется в этом стихотворении?

-Назовите из этого стихотворения слова-действия со звуком (ш).  Прямоугольником какого цвета мы  обозначаем слова-действия? Покажите. (синим)

-Назовите слова-предметы со звуком (ш). Прямоугольником какого цвета мы их обозначаем? Покажите. (красным)

- Дайте характеристику звуку (ш).      (согласный, глухой, твердый)

- Сегодня мы будем работать по теме «Согласный глухой твердый звук (ш). Буквы Ш, ш.»

-В каких словах встретилась орфограмма ши? Какое правило вывели на прошлом уроке?

 

 

                                    ЖИ-ШИ ПИШИ С БУКВОЙ И

 

  1. 3.      Задание на развитие внимания

 

-Добавь в слово жи или ши (1 столбик для мальчиков, 2 столбик для девочек)

Каранда…                                                 Детёны…

Камы…                                                      Малы…

Гара…                                                         Бага…

Клави…                                                      Вклады…

Эта…                                                           Шала…

Ланды…                                                    Черте…

Стри…                                                        Зверёны…

                     

  1. 4.      Физминутка

 

Игра «ж или ш»

(если услышите в слове звук (ж) - присядьте, а если звук (ш), то хлопните в ладоши)

Живот    шапка   жизнь   машина   жираф   пожар   картошка   ужин   шайба   карандаш   лыжи   камыш   сторожить

-Что общего у звуков (ж)и (ш)

-Как мы называем эти согласные звуки?   ( парные)

 

  1. 5.      Чтение и анализ текста «Мишка и лужи» (с. 85)

1.Чтение текста учителем

-Вам понравился рассказ?

-Кто является главным героем рассказа?

2.Работа со сложными словами

 

Ве/ло/си/пед

У/го/дил

Ру/ба/шка

Де/ду/шка

Ба/шма/ки

Ва/тру/шка

Ры/бё/шка

Што/па/ла

Сши/вал

 

(Дети читают хором слова по слогам и работают над смыслом слов: угодил-упал, башмаки-ботинки или полуботинки , ватрушка- лепешка с загнутыми краями и творожным верхом, рыбешка -небольшая рыбка)

 

3.Чтение текста детьми (по цепочке)

 

  1. 6.      Гимнастика для глаз

-Следим за движущимися фигурами

 

  1. 7.      Продолжение работы над текстом «Мишка и лужи»

Беседа по вопросам

1. Когда стал кататься Мишка на велосипеде?

2. Где он катался?

3. Какое у него было настроение?

4. Почему ему было весело?

5. Что произошло, когда он резко нажал на  тормоз?

6. Что делала бабушка потом?

7. Что делал дедушка?

8. А чем занимался Мишка?

9. Что делала кошка Пушинка?

 

(вопросы на доске или на слайде, некоторые вопросы читает учитель, а некоторые сами дети)

-Чему нас учит этот рассказ?

-Сколько частей в тексте?

-Во 2 части найти предложение, в котором во всех словах встречается буква «ш».

-Составьте схему к этому предложению. (                                                 .)

 

  1. 8.      Работа с иллюстрацией

-Во что одет Мишка?

-Кто еще изображен на картинке? (новый герой – друг Мишки)

-Составьте рассказ по иллюстрации, добавив нового героя в рассказ.

(заслушать 2 человека)

 

  1. 9.      Игры со словами

1.Преврати  (КАМЫШ - ?,                ШТОРЫ - ?)

                       4 5 1 2 3                         1 4 2 3 5

 

-Составьте звукобуквенные схемы к этим словам.

-Сколько слогов в слове? Букв? Звуков?

 

2.Разгадать ребусы

 ( шутка, шарф)

 -Произнесем слова орфоэпически и дадим характеристику звуку (ш) в этих словах.

 

10.   Чтение стихотворений (с. 85)

Прочитать стихи: 1-ое стихотворение – хорошо читающие

                                  2-ое стихотворение – слабо-читающие

-Какие слова с буквой «ш» вам встретились?

-Найти рифмующиеся слова.

-Кто запомнил стихотворение и может его рассказать?

 

11.   Итог

-С какими парными согласными звуками мы сегодня работали? (ж-ш)

- Дайте характеристику звуку «ж».

- Дайте характеристику звуку «ш».

-Какими буквами мы обозначаем эти звуки? (ша и же)

© Stepanovka-2

Конструктор сайтовuCoz