![]() |
Публичный отчет директора МБОУ «Степановская-2 основная общеобразовательная школа» Равиловой Милявши Мухамадияровны за 2011 – 2012 учебный год. Школа расположена по адресу:: 461763 Оренбургская область, Абдулинский район, с. Степанвка-2, ул. Садовая,14 Контактные телефоны: директор школы – 32-1-21 Краткая характеристика социального окружения школы и характер его влияния на образовательное учреждение. На прилегающей к школе территории находятся следующие объекты социально-культурной сферы: сельская библиотека, дом культуры, магазины, почта, участковая больница. Школа работает в сотрудничестве с социумом, который вносит вклад в развитие школы. Традиционно проводятся совместные мероприятия с домом культуры. Дети являются читателями сельской библиотеки. Работники участковой больницы Семенова Н.В., Кадырова Л.М. проводят просветительную работу среди учащихся по профилактике вредных привычек, пропаганде здорового образа жизни, профилактике инфекционных заболеваний, привитию навыков санитарно-гигиенической культуры (беседы для девочек и мальчиков). Школа является центром культуры в селе. Здесь учащиеся получают разностороннее развитие своих способностей, формируется их нравственный облик. Здесь они готовятся к будущей жизни, приобретают практические навыки. Сельские праздники проходят с непременным участием учащихся школы – День пожилого человека, День матери, Новогодний бал и другие. Режим работы школы. Школа работает в одну смену, 1 класс – пятидневная учебная неделя, 2 – 9 классы – шестидневная учебная неделя, продолжительность уроков 45 минут. Для учащихся 1-х классов - пятидневная учебная неделя, «ступенчатый» режим обучения (первая четверть по 3 урока, вторая – четыре урока). Продолжительность уроков – 45 минут. Перемены между уроками – 10 минут, 1 перемена - по 20 минут. Характеристика учебно-воспитательного процесса Учебно-воспитательный процесс обеспечивает педагогический коллектив из 10 учителей . 9 (90%) учителей имеют высшее образование, один учитель имеет среднее-специальное образование. 1 учитель имеет высшую квалификационную категорию( 10 %), 6 учителей – первую – 60 %, 3 – вторую – 30 %, учителей без категории нет. Учебный план школы на 2011-2012 учебный год был составлен на основании базисного учебного плана и сохраняет в необходимом объёме содержание образования, являющееся обязательным на каждой ступени обучения. При составлении учебного плана соблюдалась преемственность между ступенями обучения и классами, сбалансированность между предметными циклами, отдельными предметами. Уровень недельной нагрузки на ученика не превышал предельно допустимой. Образовательные программы и учебный план предусматривают выполнение государственной функции школы - обеспечение основного и среднего образования, развитие ребёнка в процессе обучения. Преподавание во всех классах ведётся по базовым учебным программам. Основное образование ведётся на уроках, дополнительное образование осуществляется через систему кружковой работы. Учащиеся школы имеют возможность получить дополнительное образование, занимаясь в кружках и секциях: 1. Секция волейбола 2. «Эврика» 3. Секция тенниса 4. «Умелые руки» 5. «Развивай-ка»
В школе осуществляется предпрофильная подготовка учащихся 9 класса.
Образовательные программы, реализуемые в школе:
. Методическая работа в школе осуществляется через инновационную деятельность педагогов и работу методических объединений учителей: естественно- математического, гуманитарного направления, классных руководителей, учителей ОБЖ, физкультуры, технологии.
Проблема школы: Овладение современными педагогическими технологиями как фактор повышения мастерства педагога
В своей работе школа руководствуется нормативно-правовыми документами Министерства образования и науки Российской Федерации, областного управления по образованию и делам молодежи, районного отдела образования: методическими письмами, инструкциями, положениями, приказами, рекомендациями. Регулируют деятельность школы Устав школы, коллективный договор, учебный план, план работы образовательного учреждения. Основными документами в школе являются: лицензия на право ведения образовательной деятельности, свидетельство о государственной аккредитации.
В школе сформировано 7 классов – комплектов. Общая численность учащихся - 42 человек. Средняя наполняемость классов составляет 4,6 ученика. В школе функционирует группа кратковременного пребывания по подготовке детей к школе – 6 человек.
В каникулярное время на базе школы работает оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей «Березка», в котором отдыхают дети с 1 по 8 класс. В течение учебного года и в период летних каникул учащиеся школы работают в производственной бригаде.
Связь с родителями и общественностью. Коллектив школы поддерживает связь с общественностью, родителями. Проводятся совместные рейды с родительским комитетом, участковым, сельской администрацией. Выявленные правонарушения рассматриваются комиссией по профилактике при сельской администрации. Деятельность родительского комитета школы тесно связана с общешкольным родительским собранием, перед которым он имеет строгую отчетность. Директор школы ежегодно осуществляет отчет о деятельности образовательного учреждения перед родителями на общешкольном родительском собранием, перед населением на сходе села.
Информационный ресурс Информационный ресурс школы включает библиотечный фонд, Интернет, локальную сеть, что позволяет учащимся и педагогам быть в курсе современных событий, ориентироваться в изменениях, происходящих в мире, стране, городе, использовать в образовательном процессе большой объем информации. Большое внимание уделяется формированию информационной культуры школы. Вся деятельность отражается на информационных стендах школы и на страницах школьного сайта, которые помогают донести необходимую и важную информацию до учащихся, педагогов и родителей, делая ее доступной для всех участников образовательного процесса. Спортивное направление Ежемесячно в школе проводились первенства школы по различным видам спорта: среди 7-9 классов - теннис, 6 класс - мини-футбол, 8- 9 классы - волейбол, баскетбол. 1-4 классы активно участвовали с спортивных эстафетах. Во время каникул были проведены «Веселые старты», «Зимние забавы», «Муравейник», «Папа, мама, я – спортивная семья». Учащиеся участвовали в районных соревнованиях по различным видам спорта и занимали призовые места.
Создание условий для комплексной безопасности обучающихся и воспитанников Одним из направлений развития школа сочла необходимым выбрать создание условий для комплексной безопасности учащихся, так как эта проблема является наиболее актуальна в наше время. Приоритетными направлениями в области безопасности, антитеррористической защищенности являются: — обобщение и анализ практики работы всех уровней работников школы в целях своевременного и адекватного реагирования на возникающие угрозы; — обучение руководящего состава различных уровней школы планированию, практической реализации мероприятий по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности учреждения; — подготовка педагогического коллектива и обучающихся по вопросам личной и коллективной безопасности; — совершенствование системы взаимодействия с правоохранительными органами и государственными структурами по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности школы во время образовательного процесса и при проведении массовых мероприятий; — предупреждение преступлений и проведение профилактических мер среди несовершеннолетних и обучающихся; — расширение форм и методов работы со средствами массовой информации по вопросам обеспечения безопасности детей в образовательном учреждении; — целенаправленная работа с родительской общественностью о возросшей необходимости повышения ответственности и активности их в деле воспитания у детей бдительности, соблюдения норм общественного поведения и требований безопасности; — повышение степени ответственности администрации за обеспечение безопасности, антитеррористической защищенности в конкретном образовательном учреждении; — создание методической базы необходимой документации по вопросам обеспечения безопасности, антитеррористической защищенности в образовательном учреждении. Школа оборудована пожарной сигнализацией.
Ситуация с правонарушениями и преступлениями.
В школе создан банк данных о неблагополучных семьях и подростках, склонных к правонарушениям. На каждого подростка составляется социальный паспорт, акты обследования неблагополучных семей. В школе имеется нормативно - правовая база по организации работ и профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, ежегодно утверждается план мероприятий, направленный на профилактику правонарушений среди несовершеннолетних. Организована работа Совета профилактики, систематически ведется учет детей, не посещающих или систематически пропускающих занятия без уважительных причин, оформлена картотека по индивидуальной работе с детьми «группы риска», организуются встречи с представителями РОВД, ЦРБ. В ходе анализа отмечен тот факт, что в течение последних лет учащихся, состоящих на учете в КДН и ПДН, нет. Деятельность школьного ученического самоуправления
С 2001 года в школе действует детско-юношеская общественная организация «Мечтатели», деятельность которой основывается на духовно-нравственном воспитании. Цели ученического самоуправления:
Самоуправление в школе строится на следующих принципах: равноправие, выборность, откровенность и гласность, законность, целесообразность, гуманность, самодеятельность, ответственность. В целях эффективной организации воспитательного процесса в работе с классом применяется методика выявления уровня развития самоуправления, которая определяет:
Осознание ответственности за результаты работы всего коллектива школы Организация и результаты предпрофильной подготовки. Одним из направлений модернизации школы является дифференциация и индивидуализация обучения. Педагогический коллектив участвует в эксперименте по предпрофильной подготовке, что значительно расширило и улучшило качество предлагаемых населению образовательных услуг, позволило создать условия для личностного и профессионального самоопределения школьников, созданы и апробируются новые учебные программы, разработаны и ведутся элективные курсы, активно внедряются технологии психологического сопровождения эксперимента. Информация о работе с одаренными детьми по МБОУ «Степановская-2 ООШ»
Формы контроля, используемые в школе. - классно- обобщающий; - тематическая проверка; - административный контроль за уровень знаний и умений по предметам.
Методы контроля: - наблюдение (посещение уроков); - изучение документации; -проверка знаний (срезы, тесты, контрольные работы); - анкетирование; - анализ. Администрацией школы посещались уроки в рабочем порядке по плану внутришкольного контроля. Внутришкольное планирование проводилось на основе достаточно полного анализа деятельности педколлектива и ЗУН учащихся, на основе диагностики. Перед каждым учителем и ШМО были поставлены четкие и обоснованные задачи, мобилизующие на достижение более высокого уровня преподавания, качества ЗУН учащихся. В течение года проводились административные контрольные срезы по математике и русскому языку.
Анализ методической работы за 2011-2012 учебный год
Цель анализа: определение уровня продуктивности методической работы в школе и ее роли в процессе включения пед. коллектива в режим развития. Методическая работа в 2011 – 2012учебном году была направлена на выполнение поставленных задач и их реализацию через образовательную программу ОУ и учебно - воспитательный процесс. Коллектив школы работал под единой методической темой «Личностно – ориентированное обучение – одна из функций модернизации образования». Работа над темой ведется четвертый год. Для решения главной задачи школы, заложенной в образовательной программе «Обеспечить полноценное образование каждого школьника в соответствии с требованиями государственных стандартов, дифференцированного и индивидуального обучения и воспитания учащихся в условиях здоровьесберегающего образовательного процесса», в школе были созданы следующие условия: - составлен учебный план, позволяющий заложить фундамент знаний по основным дисциплинам; - создана структура методической работы; - все ШМО имели четкий план работы; - разнообразие форм, оперативность ВШК – одно из условий эффективной работы школы; - работа по обеспечению здоровья и здорового образа жизни; - работа по улучшению материально – технической базы кабинетов; В 2011 – 2012 учебном году перед методической службой была поставлена цель: «Непрерывное совершенствование квалификации педагогов, их эрудиции и компетенции в области определенного предмета и методики его преподавания». Для ее реализации были сформулированы следующие задачи: - создать необходимые условия для обеспечения разработки и освоения инноваций, реализации образовательной программы школы; - продолжить работу по систематической профессиональной подготовке кадров; - изучать и внедрять в программу работы новые технологии, формы и методы обучения; - совершенствовать педагогическое мастерство учителей по освоению методикой системного анализа результатов УВП. В соответствии с поставленными целями и задачами методическая работа осуществлялась по следующим направлениям деятельности: - работа методического совета; - подбор и расстановка кадров; - повышение квалификации, педагогического мастерства и категорийности кадров; - работа с молодыми специалистами; - работа ШМО; обеспечение методической работы. Поставленные задачи в основном выполнены. Члены методического совета разработали четкий план работы, который выполнен полностью.
Анализ методической работы по направлениям деятельности.
Работа методического совета школы. План работы методического совета в основном был выполнен. В течение года было проведено пять инструктивно – методических совещаний, на которых были определены задачи методической службы, обсуждались новые документы по организации методической работы и внутришкольному контролю, знакомились с инструкциями по проведению итоговой аттестации в переводных и выпускных классах, рассматривался план работы по использованию ИКТ на уроках и в работе школы, проводилась работа по подготовке к итоговому педсовету и сбору документов для оформления портфолио на каждого учителя.. В целях повышения педагогического мастерства учителей была организована работа по индивидуальным планам. Каждый учитель дал открытый урок в соответствии с темами по самообразованию. В течение года проводились административные контрольные работы по математике, русскому языку, химии, физике, биологии, английскому языку, информатике. Еженедельно проводились срезы в 9 классе по русскому языку и математике в форме ГИА. Итоги срезов анализировались на педсоветах, ШМО и заседаниях при завуче, определяли способы и методы устранения пробелов в знаниях учеников. На уровне школы изучался и обобщался педагогический опыт учителя биологии высшей категории Тимиргалеевой Ф.Х. Выводы: использование коллективной, групповой и индивидуальной форм работы методического совета позволило каждому учителю школы выбрать свою траекторию развития по совершенствованию педагогического мастерства. Анализ собственной деятельности, промежуточных результатов обучения учащихся обеспечили положительную динамику результативности обученности учащихся. (качество знаний по школе за I полугодие 41%, на конец года 46%). В новом учебном году следует больше уделить внимание обобщению и распространению передового опыта учителей нашей школы.
Работа ШМО. В школе организована работа четырех МО: учителей естественно-математического направления, учителей гуманитарного направления, учителей ОБЖ, физкультуры, ИЗО и технологии, классных руководителей. Педагоги понимают значимость методической работы, принимают активное участие в работе МО. Документация ведется в соответствии с Положением о методическом объединении. Заседания проведены согласно плану работы, в которых запланированы следующие мероприятия: - работа по изучению внедрению передового педагогического опыта и новых технологий обучения; -открытые уроки педагогов; -внеклассная воспитательная работа по предмету; -работа по внедрению новых форм проверки знаний, умений и навыков учащихся; -подготовка к ЕГЭ ,анализ контрольных срезов форме ЕГЭ по русскому языку и математике в 11 классе, в форме ГИА в 9 классе - работа с одаренными детьми и др. В планах работы ШМО имеется анализ работы за предыдущий год, из которого определятся задачи на текущий год. Педагогические советы. В текущем учебном году было проведено 12 педсоветов с различной тематикой – «Организационный», « Адаптация учащихся 5 класса», «О проекте «Наша новая школа».«О состоянии детского дорожно-транспортного травматизма», «О подготовке и проведении ЕГЭ», «Как добиться успехов и избежать неудач в воспитательной деятельности классного руководителя» и др. В ходе подготовки к педсоветам администрация школы проводила анкетирование, беседы с учащимися, родителями и учителями, посещение уроков. На основании этого готовились задачи, принимались решения. На каждом педсовете подводились итоги выполнения ранее принятых решений. Что способствовало повышению качества преподавания и результативности обучения.
Посещение уроков администрацией школы. В текущем году директором школы было посещено 70 урока, завучем 114, организатором 20 уроков. Следует отметить, что у всех учителей школы были планы уроков, которые соответствовали КТП. Все учителя умеют четко определять цель и задачи урока. Попова В.А., Тимиргалеева Ф.Х., Капитонова Ф.Х.., Клепач М.А. используют в своей работе элементы модульного обучения, КСО, проводят уроки – лекции, семинары, проблемно- поисковые уроки, используют компьютерные технологии, критического мышления. Тимиргалеева Ф.Х.. большое внимание уделяет научно-исследовательской работе. Результатом ее работы явилось участие ученицы 10 класса Черкасовой Ирины в III туре научно-практической конференции «Старт в науку», где Ирина заняла 2-ое призовое место. Фазуллин Г.А. на уроках технологии использует такие формы работы, как защита творческих проектов. На занятиях по предпрофильной подготовке, в профильном обучении учителями Равиловой М.М. и Капитоновой Ф.Х.. использовались проектные методы обучения. В процессе посещения уроков были выявлены затруднения учителей в подготовке современного урока. Первая трудность состоит в нахождении способов и приемов создания таких учебных ситуаций и такого подбора дидактического материала, который обеспечил бы эффективную деятельность всех учащихся в меру их способностей. Вторая трудность – сложность формирования умений развития познавательного интереса учащихся, обеспечения единства обучения, воспитания и развития. Причина этих трудностей заключается в том, что учителя школы не могут полностью избавиться от объяснительно-иллюстративного типа обучения; изложение учебного материала в учебниках остается чаще всего информационным, в них нет заданий вариативного характера, заданий на творческую деятельность учащихся, нет целенаправленной работы учителей над развитием творческих способностей учащихся. Итоги посещения определяют план ВШК и планы работы ШМО на новый учебный год Рекомендации: 1. Отбор содержания, форм и методов обучения проводить с учетом индивидуальных особенностей учащихся. 2. Всем учителям обратить серьезное внимание на дозировку домашнего задания для учащихся, с учетом их индивидуальных особенностей. 3.Всем учителям воплощать в педагогической практике оптимальные формы, методы и средства учебно-воспитательного процесса, дающие положительные результаты. Работа по обобщению и распространению передового педагогического опыта. В текущем учебном году изучался педагогический опыт учителя биологии Тимиргалеевой Флюры Халиулловны. Администрация школы посещала уроки, внеклассные мероприятия. Учитель давал открытые уроки. Учитель использует в своей работе элементы модульного обучения, умело организует самостоятельную познавательную деятельность учащихся, способствующую умственному развитию, качество знаний по биологии во всех классах выше 75%. Неоднократно учащиеся Тимиргалеевой Ф.Х. были победителями районных олимпиад по биологии и экологии. Учитель умело организует работу на учебно-опытном участке: выращивание овощей для школьной столовой, сбор ягод, исследовательская работа. Школа неоднократно награждалась дипломами за работу на пришкольном участке. Но работа по обобщению педагогического опыта Тимиргалеевой не была полностью выполнена. Выводы: в новом учебном году данному направлению методической работы следует уделить особое внимание. Так как эта работа способствует профессиональному росту педагогов, росту результатов обученности учащихся. Необходимо ежегодно в школе проводить научно- практические конференции педагогов, на которых можно защищать методические проекты, делать отчеты о наработках, обобщать педагогический опыт.
Общие выводы: Главное в методической работе школы – оказание реальной действенной помощи учителям. В нашей школе за этот учебный год поставленные задачи в основном реализованы. 1. Методическая работа представляет собой относительно непрерывный, постоянный процесс, который сочетается с курсовой переподготовкой, семинаров ГМО. 2. Повышение квалификации и мастерства учителей непосредственно в школе позволяет связать содержание и характер методической работы с ходом и результатом учебно – воспитательного процесса, изменениями в качестве ЗУН учащихся, в уровне развития и воспитанности. 3. Позволяет глубоко изучить личностные качества учителя, классного руководителя, выявлять затруднения и недостатки в их деятельности, элементы передового опыта. 4. Практически все намеченные мероприятия выполнены. Формы и методы которые соответствую задачам, которые ставил педколлектив школы на учебный год. 5. Тематически заседания ШМО и педсоветов отражает основные проблемные вопросы. Выросла активность учителей. Наряду с положительными результатами имеются и недостатки: 1. Нет четкости в построение всей работы по принципу, диагностика – анализ. 2. ШМО уделяют мало внимания изучению новых технологий. 3.Слабо организована работа по обобщению и распространению передового педагогического опыта.
Задачи методической работы на 2012-2013учебный год. 1. Продолжить создание необходимых условий для обеспечения разработки и освоения инноваций, реализации образовательной программы школы. 2. Продолжить работу по систематической профессиональной подготовке кадров. 3. Продолжить диагностирование уровня развития детей, состояния их физического и психического развития. 4. Обобщать передовой педагогический опыт, изучать и внедрять в практику работы новые технологии обучения и воспитания. 5. Совершенствовать педагогическое мастерство учителей по овладению методикой системного анализа результатов УВП.
Результаты ГИА- 2012. По МБОУ «Степановская-2 ООШ» приняло участие 5 учащихся. Русский язык- качество-60%, успеваемость-100%, обученность- 76%. Средний балл- 31,5 Математика - качество-60%, успеваемость-100%, обученность- 76%. Средний балл- 14.8 Биология- качество 0%, успеваемость-100%. Средний балл- 20. Химия- качество-100%, успеваемость-100%. Средний балл-19. Выводы о работе педагогического и ученического коллективов в прошедшем учебном году:
1. Учебный план ОУ реализован полностью. 2. Педколлектив работал над выполнением поставленных задач, добиваясь определенных результатов. 3. Учебные планы вариативны согласно социума контингента обучающихся. 4. Внедрение информационных технологий в образовательный процесс в стадии работы. 5. Ведется работа по проблеме преемственности учебников, содержания и технологий образовательного процесса на различных ступенях обучения. 6. Организуется система ДО через спецкурсы, элективные курсы, кружки, НОШ, творческие объединения. 7. Формируется система диагностики по изучению способностей, возможностей и интересов обучающихся. 8. Успешно прошла аттестация выпускников основной и средней школ. 9. Реализовывалась Программа развития системы органов самоуправления в школе. 10. В школе имеется ряд педагогов, способных к инновациям, которые активно работают над развитием творческих способностей детей. 11. В школе имеются добрые традиции.
Однако есть ряд проблем, над которыми следует работать в следующем учебном году: 1. Происходит снижение показателей успеваемости и качества обучения. 2. Несоответствие результатов контрольных срезов, годовых, итоговых и экзаменационных оценок. 3. Несформированность мотивации ряда учащихся на успешное обучение. Отсутствие индивидуальных программ работы с мотивированными обучающимися. 4. Организация работы ШМО учителей-предметников носят более прагматичный характер, нежели научный, исследовательский , творческий.
Задачи на новый учебный год.
1. Продолжать работу по образовательной подготовке обучающихся: · формировать устойчивые знания общеобразовательных дисциплин; · повышать мотивационную сферу обучения; · формировать навыки культуры учебного труда, системы общеучебных умений и навыков; регулярно проводить мониторинги ( стартовый, рубежный, итоговый контроль) достижений обучения учащихся по областям знаний; · обеспечить внедрение в учебный процесс информационных и других современных образовательных технологий; · повысить показатели результатов образовательного процесса; · систематизировать работу со одаренными детьми. 2. Более эффективно работать над повышением профессиональной компетентности педагогов: · - разнообразить формы методической работы в школе; · - выйти на формирование педагогического портфолио как средства саморазвития и самоорганизации учителя; · - усилить роль аналитического подхода к работе, постоянно изучать степень соответствия поставленных целей и достигнутого результата в любом деле ; · - привести учебные кабинеты в соответствие с современными требованиями. |
|
|
|
© Stepanovka-2 |