Справка о соблюдении норм санитарно- эпидемиологического благополучия в МБОУ Степановская-2 ООШ

 

При организации питания школа руководствуется нормативно-правовыми документами вышестоящих органов управления образованием: приказами районного отдела образования, постановлениями Администрации района.

В школе имеется необходимая документация по организации питания учащихся: положение о горячем питании, приказ № 7 от 30.08.12г «О создании бракеражной комиссии». Имеется график дежурства учителей по столовой, график приема пищи учащимися.

Для улучшения питания составлен план работы, в котором отражены все мероприятия, связанные с организацией питания в школе, начиная с сентября. В плане работы отражены такие моменты, как работа администрации и ответственных за питание (утверждение бракеражной комиссии, графика приема пищи, графика дежурства учителей по столовой, заслушивание вопроса питания на совещаниях при директоре), работа классных руководителей, работа с родителями.

В школе всего 42 ученика. Все 100% получают горячее питание. Родительская плата составляет около 50 рублей в месяц. Удешевление питания происходит и счет удешевления продукции, выращенной на пришкольном участке. Картофелем, столовой свеклой, луком и морковью обеспечены на весь учебный год. Учащиеся 1-2 классов (ФГОС) в количестве 10 человек (100%) получают двухразовое горячее питание. Интервалы между приемами пищи не превышают 3,5 - 4-х часов. Питьевой режим соблюдается. Для этого в школе имеется фонтанчик.


В школьной столовой дети получают йодированную соль, которая находится на столах. Калорийность рациона находится в норме. Один раз в четверть проводится проверка столовой бракеражной комиссией, о чем имеются акты проверки.

Классными руководителями проводится работа по вовлечению учащихся в школьное питание. Вопросы организации питания затрагиваются на родительских собраниях. (протокол №1 от 15.09.2012 «О горячем питании».)

 

Школьная столовая ведет необходимую документацию: бракеражный журнал, журналы сырой и готовой продукции, журнал меню- расклада блюд, бракеража готовой продукции, журнал бракеража пищевых продуктов и продовольственного сырья, витаминизации третьих и сладких блюд, журнал здоровья, журнал учета температурного режима холодильного оборудования, журнал генеральной обработки, журнал учета родительской доплаты за питание учащихся, журнал ведомости контроля за рационом питания.

 

 Столовая обеспечена необходимой посудой и инвентарем, технологическим и холодильным оборудованием. Но по последним предписаниям контролирующих органов для школы нужно приобрести столовую мебель.

Вопрос организации питания находится на постоянном контроле администрации школы и заслушивается на совещаниях при директоре (протокол 3 от 30.11.12 «О соблюдении норм санитарно- эпидемиологического благополучия в ОУ», протокол №1 от 27.09.2012 «О горячем питании в ОУ».

Во время питания посадка всех обучающихся в обеденном зале выдержана в течение  перемены, раздельно по классам,  время приема пищи не менее 20 минут. Холодная и горячая вода, используемая в технологических процессах обработки пищевых продуктах и приготовления блюд, мытье столовой и кухонной посуды, оборудования, инвентаря, санитарной обработке помещений, соблюдения правил личной гигиены отвечает требованиям, предъявляемым к питьевой воде. Один раз в неделю проводится генеральная уборка всех помещений, оборудования и инвентаря с последующей дезинфекцией.

Проведение мероприятий по борьбе с насекомыми и грызунами осуществляется специализированными организациями в соответствии с гигиеническими требованиями, предъявляемыми к проведению дератизационных и дезинсекционных работ.  

 

С учетом возраста обучающихся в примерном меню соблюдены требования настоящих санитарных правил по массе порций блюд, их пищевой и энергетической ценности. Производство готовых блюд осуществляется в соответствии с технологическими картами, в которых отражена рецептура и технология приготавливаемых блюд и кулинарных изделий.

Ежедневно в обеденном зале вывешивают, утвержденное руководителем образовательного учреждения, меню. Все приобретаемые продукты имеют сертификат соответствия. К работе допускаются лица, имеющие соответствующую профессиональную квалификацию, прошедшие предварительный, при поступлении на работу, и периодические медицинские осмотры в установленном порядке, профессиональную гигиеническую подготовку.

Медицинский работник  следит за организацией питания в общеобразовательном учреждении, в том числе за качеством поступающих продуктов, правильностью закладки продуктов и приготовлением готовой пищи.

 

 

Директор школы __________ Равилова М.М.

 

Сводный отчет

 МБОУ Степановская – 2 ООШ

 о проведении спортивно-оздоровительного фестиваля

 «Президентские состязания» в 1-9 классах

 

Классы

Кол-во классов в параллели

Общее

 кол-во учащихся в параллели

Кол-во детей, участвующих в Фестивале, по классам параллели

% участвующих в Фестивале от общего кол-ва детей в параллели

Уровень физической подготовленности (определяется согласно Рекомендациям в помощь учителю физической культуры, письмо ГУО от 31.01. 03 г. № 01\18-117)

Средний бал

Уровень физической подготовленности

1

1

5

5

100%

3.8

ср

2

1

5

5

100%

3.7

ср

3

1

2

2

100%

3,5

ср

4

1

3

3

100%

4,0

в\ср

5

1

4

4

100%

3,2

н/Ср.

6

1

8

8

100%

3,7

ср

7

1

5

5

100%

3,7

в/ср

8

1

6

6

100%

4,4

в/ср

9

1

4

4

100%

4,0

ср

Итого:

 

42

42

100 %

3,2

ср

 

01.12.12г.

 

Директор ОУ                     _______________                  (Равилова М.М.)

                                                                                                               

 

 

Учитель физической культуры          ______________                (Тимиргалеев З.М.)              

                                                                                                               

М.П.

 

 

 Акт о медицинском обследовании детей МБОУ Степановская-2 ООШ

 

  Согласно графика прохождения медицинского осмотра МУЗ «Абдулинская ЦРБ» в МБОУ  Степановская-2 ООШ в октябре 2012 года был проведён ежегодный плановый осмотр детей. Были осмотрены врачами 42 ребёнка, что составляет 100% от общего количества учащихся. По итогам проверки были выявлены болезни:  ухудшения зрения, желудочно- кишечного тракта, опорно-двигательного аппарата., щитовидной железы, сердечно- сосудистой системы. Результаты медосмотра по группам здоровья следующие:

 

1группа-14 (33%)

2 группа- 21 (50%)

3 группа- 7 (17%)

4 группа- 0 (%)

 

Основная физкультурная группа- 32 (77%)

Подготовительная группа- 10 (23%)

Врачами были даны рекомендации.

 Фельдшер Семёнова Н.В.

 

 

Столовая школы

График работы

Понедельник - пятница
8.00-16.00

Суббота

8.00-15.00



 

1.      Количество работников пищеблока (поваров, помощников поваров)

ü      Кудряшова Наталья Николаевна повар

2.      Количество поваров, которые имеют специальное образование повара

ü      Кудряшова Наталья Николаевна

3.      Дата прохождения санитарного минимума.(август, 2012г.)

4.      Наличие технологического и холодильного оборудования на пищеблоке

ü      Морозильная камера – 1

ü      Холодильник – 2

ü      Электроплита – 2

ü      Электротитан – 2

5.      Имеется ли пришкольный участок. (имеется)- 2 га

6.      Используется ли пришкольный участок и какие овощи выращиваются на участке (лук, свекла, картофель, томаты,капуста, фасоль, морковь).

7.      Имеется ли помещение для хранения овощей.(да)

8.      Количество малообеспеченных детей, которые питаются  на дотацию (42 учащихся).

9.      Количество детей (человек), которые нуждаются в щадящем питании.-0.

10.  Пищеблок типовой  

 

 Информация по охвату детей горячим питанием

 

Месяц

(с 01.09.2012 по 31.05.2013)

Классы

Количество учащихся,%

Количество и % учащихся, охваченных

Количество и % учащихся, не охваченных горячим питанием

 

Горячим обедом с доплатой

Обедом на 11-45 рублей

 

 

Сентябрь 

42

100

42 (100%)

 

 

 

Октябрь

42

100

42 (100%)

 

 

 

Ноябрь

42

100

42 (100%)

 

 

 

Декабрь

42

100

42 (100%)

 

 

 

Январь

42

100

42 (100%)

 

 

 

Февраль

42

100

42 (100%)

 

 

 

Март

42

100

42 (100%)

 

 

 

Апрель

42

100

42 (100%)

 

 

 

Май

42

100

42 (100%)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВСЕГО

42

100

100%

0%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 

 

 

 

                                            МБОУ «Степановская-2 ООШ»

 «Школа- территория  здоровья»

 

Здоровьесберегающая программа

на 2011-2016 год

с.Степановка-2

2011г.

                                                     Программа

«Школа- территория  здоровья» на 2011-2016 годы.

Цель программы

Сформировать к 2013 году в образовательном учреждении здоровьесберегающую образовательную систему, основанную на принципах педагогики здоровья

Задачи программы

- провести мониторинг психолого-физиологического состояния и здоровья обучающихся;

- разработать методическую и нормативную базу по вопросам охраны и укрепления здоровья субъектов образования;

- обеспечить подготовку кадрового ресурса к работе в условиях здоровьесберегающей системы образования;

- сформировать у субъектов образовательного процесса потребности в поддержании и укрепления здоровья;

- сформировать базу данных состояния здоровья, психолого-физиологических особенностей и возможностей обучающихся;

- разработать систему образовательных программ для всех ступеней и форм образования;

- разработать комплекс мер по формированию культуры здоровья,  здорового образа жизни;

- разработать систему мониторинга   условий  обучения, которые оказывают негативное воздействие на здоровье всех субъектов образовательного процесса;

- разработать систему мониторинга, диагностики и прогнозирования результатов деятельности по основным направлениям.

Сроки и этапы реализации Программы

2011-2016 годы

I этап 2011-2012 г.г. – Формирование представлений о здоровьесберегающей системе; изучение социального заказа на воспитание здорового человека; разработка нормативных документов, системной программы;

II этап 2012-2013 г.г. – внедрение нормативных документов, целевой системной программы

III этап 2014-2016 г.г. – развитие здоровьесберегающей образовательной системы школы.

Ожидаемые конечные результаты

Создана нормативная, методическая и организационная база с целью формирования культуры здоровья и здорового образа жизни; внедрены в систему образования для всех ступеней и форм образовательные программы, проекты, досуговые модели; создана адаптивная образовательная среда,  снижен уровень  заболеваемости  за счет своевременной диагностики состояния здоровья детей. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Школа- территория  здоровья» 

 

 

 

Содержание:

  1.     Актуальность  использования здоровьесберегающей программы  в образовательном пространстве МБОУ «Степановская-2 ООШ».
  2.      Теоретические основы здоровьесберегающей  педагогической программы.

            Здоровьесберегающие составляющие воспитательно-образовательного процесса.

  1.  Комплексно-целевая программа реализации здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса в МБОУ «Степановская-2 ООШ».

             

 

 

  1. Глава 1. Актуальность  использования здоровьесберегающей системы в образовательном пространстве МБОУ «Степановская-2 ООШ».                                                              Здоровье человека - фундамент его жизни.

   

Охрану здоровья детей можно назвать приоритетным направлением деятельности всего общества, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные знания и в будущем способны заниматься производительно-полезным трудом. Одной из основных задач современной школы является подготовка ребёнка к самостоятельной жизни, воспитание его нравственно и физически здоровым.

Существует более 300 определений понятия «здоровье». Согласно самому всеобъемлющему определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Оно включает такие важные показатели, как отсутствие болезней и травм, но не исчерпывается ими. Полноценное здоровье обеспечивает нормальное существование и воспроизведение, как отдельного человека, так и населения вплоть до планеты в целом. Установлено, что здоровье людей только на 20-25% зависит от индивидуальных генетических факторов, а на 75-80% - от социально-экологических и экономических условий существования (образа жизни, состояния среды, уровня здравоохранения и т.п.).

    Здоровье, как и продолжительность жизни человека,- основной критерий успешности социально-экономического развития страны. У нас в стране среднее статистическое количество хронических заболеваний человека равно трем.

    С каждым годом в России становится значительно  меньше здоровых учащихся школ. Около 70% всех учащихся имеют как минимум хоть одно хроническое заболевание. Практически в школах отсутствуют абсолютно здоровые дети. Оренбургский регион в данном случае не является исключением.

   В структуре распространенности заболеваний среди детского населения  ведущее место занимают  болезни органов дыхания, болезни глаза и его придаточного аппарата, болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани, болезни органов пищеварения и мочеполовой системы.

Такое состояние здоровья – результат не только длительного воздействия неблагоприятных социально-экономических и экологических факторов, но и следствие серьезных недостатков в деятельности образовательного учреждения, включая несоблюдение психолого-педагогических требований к организации учебного процесса, низкую эффективность физического воспитания учащихся.

       Проблема заболеваемости учащихся в школах является одной из главных, для решения которой необходимо внедрять в образовательный процесс школы здоровьесберегающие технологии.

Новые подходы в организации образования обусловлены не только необходимостью преодоления недостатков существующей системы образования, но и стремлением способствовать выработке положительной мотивации на ведение здорового образа жизни. По нашему мнению, задача применения здоровьесберегающих технологий в образовании состоит в том, чтобы путем удовлетворения актуальных для каждого возраста базовых и вспомогательных потребностей обеспечить развитие (саморазвитие) занимающихся, побудить их к ведению здорового образа жизни и способствовать непроизвольному овладению ими основных навыков образовательной деятельности.

Сохранение здоровья учащихся школ во многом зависит от организации специализированной системы условий школьной среды, способствующих формированию, развитию и сохранению здоровья учащихся, реализация которых возможна при тесном взаимодействии специалистов всех уровней образовательного и воспитательного процессов, внедряющих в учебный процесс здоровьесберегающие технологии.

Высокая практическая значимость, актуальность и недостаточная разработанность данной проблемы определили необходимость разработки комплексно-целевой здоровьесберегающей  программы «Школа- территория здоровья».

На основании вышесказанного определили следующую цель: на основе обобщения теоретико-практических данных разработать комплексно-целевую программу, способствующую сохранению и развития здоровья субъектов воспитательно-образовательного процесса.

 

В рамках поставленной цели необходимо решение следующих задач:

1.      Обобщить и проанализировать состояние вопроса в теории и практике.

2. Разработать комплексно-целевую здоровьесберегающую программу «Школа- территория  здоровья»  МБОУ «Степановская-2 ООШ».                                                             

3. Оценить эффективность внедрения первого и второго этапов комплексно-целевой  здоровьесберегающей программы.

 

Были использованы следующие методы:

  1. Метод теоретического анализа и синтеза работ отечественных педагогов, психологов, физиологов, по проблеме исследования;
  2. Эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, диагностика физического развития, обобщение опыта);
  3. Метод проектирования;
  4. Метод математической статистики.

 

Практическая значимость работы в МБОУ «Степановская-2 ООШ».                                                               заключается в том, что разработанная модель может эффективно реализована в других сельских школах.

 

2.     Теоретические основы здоровьесберегающей  педагогической программы.

2.1.         Здоровьесберегающие составляющие воспитательно-образовательного процесса.

Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым учащиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодейст­вовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности учащегося, развитие его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становление самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за свое здоровье, жизнь и здоровье других людей.

Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.

 «Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:

  • условия обучения ребенка в школе (отсутствие стресса, адекватность
    требований, адекватность методик обучения и воспитания);
  • рациональная   организация   учебного   процесса   (в   соответствии   с
    возрастными,     половыми,     индивидуальными     особенностями     и
    гигиеническими требованиями);
  • соответствие     учебной     и     физической     нагрузки     возрастным
    возможностям ребенка;
  • необходимый,      достаточный      и     рационально      организованный
    двигательный режим.

При создании нашей  программы «Школа- территория здоровья» мы решили придерживаться определения здоровьесберегающей образовательной технологии Петрова О.В., который характеризует  ее так:  

 здоровьесберегающая образовательная технология - это  система, создающая

максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:

1.    Использование данных мониторинга состояния здоровья учащихся,
проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися данными.

  1. Учет особенностей возрастного развития школьников и разработка
    образовательной    стратегии,     соответствующей     особенностям     памяти,
    мышления,    работоспособности,    активности    и   т.д.    учащихся   данной
    возрастной группы.
  2. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата
    в процессе реализации технологии.

4. Использование    разнообразных    видов    здоровьесберегающей
деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов
здоровья, работоспособности.

         Компонентами здоровьесберегающей технологии являются:

 

  • Аксиологический
  • Гносеологический
  • Экологический
  • Здоровьесберегающий
  • Эмоционально-волевой
  • Физкультурно-оздоровительный

 

 

Функции здоровьесберегающей технологии:

 

формирующая: осуществляется на основе биологических и со­циальных закономерностей становления личности. В основе формирования личности лежат наследственные качества, предопределяющие индивидуаль­ные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы, обстановка в семье, классном коллективе, установки на сбережение и умножение здоровья как базы функционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной среде;

информативно-коммуникативная: обеспечивает трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций, ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни;

         диагностическая: заключается в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерить усилия и на­правленность действий педагога в соответствии с природными возможностя­ми ребенка, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, индивиду­альное прохождение образовательного маршрута каждым ребенком;

         адаптивная:    воспитание    у    учащихся    направленности    на
здравотворчество,    здоровый  образ   жизни,    оптимизировать    состояние
собственного   организма   и   повысить   устойчивость   к   различного   рода
стрессогенным факторам природной и социальной среды. Она обеспечивает
адаптацию школьников к социально-значимой деятельности.

рефлексивная: заключается в переосмыслении предшествующего личностного опыта, в сохранении и приумножении здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами.

интегративная: объединяет народный опыт, различные научные
концепции и системы воспитания, направляя их по пути сохранения здоровья
подрастающего поколения.

  

По типам технологии можно разделить:

 

  • Здоровьесберегающие (профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)
  • Оздоровительные (физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)
  • Технологии обучения здоровью (включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)
  • Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д.)

Выделенные технологии могут быть представлены в иерархическом порядке по критерию субъектной включенности учащегося в образовательный процесс:

  • Внесубъектные:       технологии рациональной организации
    образовательного          процесса,          технологии          формирования
    здоровьесберегающей образовательной среды, организация здорового
    питания (включая диетическое) и т.п.
  • Предполагающие    пассивную    позицию    учащегося:    фитотерапия, массаж, офтальмотренажеры и т.п.
  • Предполагающие     активную     субъектную     позицию     учащегося
    различные     виды    гимнастки,    технологии    обучения    здоровью,
    воспитание культуры здоровья.

 

Суть внедрения здоровьесберегающих технологий в учебный процесс заключается  в комплексной медико-физиологической и социально-психологической оценке условий труда, воспитания и обучения, позволяющей создать систему предпосылок  для формирования здорового образа жизни. Умение осуществлять мониторинг показателей индивидуального развития, прогнозировать вероятные изменения состояния здоровья детей школьного возраста и проводить соответствующие коррекционные и реабилитационные мероприятия  с целью обеспечения успешности учебной и внеклассной школьной деятельности.

Здоровье и отношение к здоровью педагогов и  обучающихся имеют большое значение в связи с тем, что образовательные учреждения являются важнейшим звеном социализации детей, где среди прочих ценностей усваивается ценность здоровья, формируется мотивация на сохранение здоровья окружающих. В период обучения в школе организм ребёнка способен чутко реагировать как на неблагоприятные, ухудшающие здоровье факторы, так и на благоприятные, оздоровляющие. И это время  нельзя упустить, поскольку уровень здоровья формируется именно в школьные годы. Ученик проводит в школе значительную часть своей жизни, поэтому школа оказывает формирующее влияние на развитие многих  сторон его личности. Система социально-психологических  и педагогических условий  школы может, как способствовать, так и препятствовать развитию здоровой  личности.

К числу школьных факторов риска негативно сказывающиеся на росте, развитии и здоровье детей, по данным Института возрастной физиологии РАО, относят:

  • стрессовая педагогическая тактика.
  • интенсификация учебного процесса.
  • несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям  школьников.
  • преждевременное начало дошкольного систематического обучения.
  • несоблюдение физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса.
  • функциональная безграмотность педагога в вопросах охраны и сохранения здоровья детей.
  • массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья детей.
  • частичное разрушение служб школьного врачебного контроля.
  • провалы в существующей системе физического воспитания.
  • отсутствие системной работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни (профилактика вредных привычек, полового воспитания и сексуального просвещения, недостаточное или неправильное

использование средств физического воспитания и спорта  и т.п.)

Отношению к здоровью в системе образования имеет большое значение в связи с тем, что образовательные учреждения являются важнейшим звеном в социализации личности, где среди прочих ценностей ребёнком может усваиваться и ценность здоровья, развивается культура здорового образа жизни. Поскольку на здоровье школьников оказывает влияние комплекс социально-экономических, психолого-педагогических, социально-гигиенических, экологических и других факторов, решение проблемы формирования здоровьесберегающей образовательной среды, по нашему мнению, должно включать:

  • оценку санитарно-эпидемиологического благополучия окружающей ребёнка среды и условий жизнедеятельности (комплекс эколого-гигиенических, социально-экономических, внутрижилищных, внутрисемейных и школьных факторов);
  • научное обеспечение нормативного распределения детей по группам здоровья и группам физического воспитания;
  • разработку и реализацию профилактических и оздоровительных мероприятий, направленных на уменьшение уровня заболеваемости;
  • снижение уровня функциональной напряженности детей и педагогов;
  • восстановление обратимого резерва здоровья;
  • реализацию режимов жизнедеятельности с учетом индивидуальных особенностей организма и личности;
  • оценку степени наследственно обусловленных компонентов адаптивности к учебным и внеклассным нагрузкам;
  • работу с семьей по повышению уровня компетентности в вопросах культуры здоровья и здорового образа жизни;
  • организацию здоровьесберегающего учебного процесса;
  • создание оптимальных условий для учебной и внеклассной деятельности;
  • организацию системы мероприятий по формированию культуры здоровья и здорового образа жизни всех участников воспитательно-образовательного процесса.

Внедрение в практику образования здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий предполагает обеспечение соответствия содержания воспитательно-образовательного  процесса адаптационным возможностям учащихся. Сегодня  нужна школа, которая будет обучать здоровью, вырабатывать единый подход к решению вопросов сохранения здоровья, основанный на научном обосновании оздоровительного воспитательно-образовательного процесса с учетом личностных, психофизиологических, конституционных, половых и возрастных особенностей учащихся, экологической обстановки, в которой находится школа.

Мы должны найти такую модель образования, которая обеспечивала бы высокий уровень подготовки учащегося и способствовала бы формированию осознанной потребности в здоровье, ответственного отношения к здоровью, освоению практических навыков здорового образа жизни. Школа в силах создать условия для сохранения и развития здоровья и главным компонентом для решения этой проблемы является разработка программы «Школа- территория здоровья»  по здоровьесберегающему сопровождению воспитательно-образовательного процесса.

 

2.2.          Комплексно-целевая программа реализации здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса в МБОУ «Степановская-2 ООШ».                                                             

Цель программы: обеспечение условий для сохранения и укрепления здоровья субъектов воспитательно-образовательного процесса.

 

Задачи:

  • провести мониторинг психолого-физиологического состояния и здоровья обучающихся;
  • разработать методическую и нормативную базу по вопросам охраны и укрепления здоровья субъектов образования;
  • обеспечить подготовку кадрового ресурса к работе в условиях здоровьесберегающей системы образования;
  • сформировать у субъектов образовательного процесса потребности в поддержании и укрепления здоровья;
  • сформировать базу данных состояния здоровья, психолого-физиологических особенностей и возможностей обучающихся;
  • разработать систему образовательных программ для всех ступеней и форм образования;
  • разработать комплекс мер по формированию культуры здоровья,  здорового образа жизни;
  • разработать систему мониторинга   условий  обучения, которые оказывают негативное воздействие на здоровье всех субъектов образовательного процесса;
  • разработать систему мониторинга, диагностики и прогнозирования результатов деятельности по основным направлениям
  • снизить уровень  заболеваемости  за счет своевременной диагностики состояния здоровья детей. 

Образовательно-валеологическое направление

 

Цель-  обучить учащихся навыкам здорового образа жизни

Задачи:

  1. сформировать у учащихся поведение, обеспечивающее охрану и укрепление их здоровья;
  2. воспитывать у учащихся чувства ответственности за собственное здоровье.

 

В рамках этих предметов дается представление о следующих факторах, формирующих здоровье: наследственность, репродуктивность, режим труда и отдыха, рациональное питание, двигательная активность, закаливание, чистота среды обитания, отказ от вредных привычек.

Формы работы: беседы, дискуссии,  игры, викторины.

 

Учебные предметы:

- Физическая культура

- Биология

- Экология

- Основы безопасности жизнедеятельности

- Окружающий мир

- Природоведение

 

Элективные курсы:

«Кожа –зеркало здоровья»

 

Проектно-исследовательское  направление

 

Цель – построить обучение здоровью на основе проектно-исследовательской деятельности. Данный вид деятельности является одним из методов развивающего обучения направленный на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных данных).

 

Задачи: 

- Выработка самостоятельных исследовательских умений.

- Развитие творческих способностей и логического мышления.

- Приобщение учащихся к необходимости решения жизненно важных проблем.

 

Темы исследовательских и проектных работ учащихся:

  1. Влияние экологической ситуации на здоровье детей, обучающихся в МБОУ «Степановская-2 ООШ».                                                             
  2. Экологическая экспертиза школы.
  3. Защита человека от шумового загрязнения.
  4. Вредные привычки человека: курение и алкоголь.
  5. Изучение степени загрязненности почвы на территории Степановского-2 поселения.
  6. Пища настоящего: польза и вред.
  7. Влияние аквариума на улучшение качества воздуха учебных кабинетов.
  8. Оценка загрязненности воздуха пришкольной территории.
  9. Фитонцидные растения в школе.

10.  Влияние музыки на снижение утомляемости учащихся.

11. Рациональное питание учащихся.

 

 

Организационное направление

 

 

Время проведения

Ответственные

Реализация в практической деятельности школы требований СанПина

в течение года

администрация

Составление расписания уроков с учетом СанПина

август

заместитель директора по учебной работе

Организация горячего питания для учащихся 1-9 классов

в течение года

повар

Сезонная витаминизация питания в столовой

 

осень, весна

повар

Проведение влажной уборки во время учебного процесса согласно должностных обязанностей обслуживающего персонала

в течение года

техперсонал

Создание экологических зон в школьных коридорах

в течение года

учитель биологии

Организация конкурса «Самый зеленый класс»

октябрь-апрель

заместитель директора по  воспитательной работе

Выполнение гигиенических требований воздушно-теплового режима, режима ОВП

в течение года

техперсонал, учителя предметники

 

 

 

 

Воспитательное   направление

1. Антиникотиновая программа.

 

Курение сегодня является одной из вредных и распространенных привычек среди молодежи. Большинство школьников (около 17%) начинают регулярно курить в возрасте 13-14 лет. Люди  начавшие курить до 15-летнего возраста, умирают от рака легких в 5 раз чаще, чем те, которые начали курить после 25 лет. Кроме нанесения непоправимого вреда здоровью курящих и их окружению, эта привычка препятствует формированию у детей, подростков, юношей и девушек, адекватных возрасту поведенческих установок на здоровый образ жизни, замедляет личностный и нравственный рост.

Цель программы – сформировать у учащихся социальные и жизненные навыки, обеспечивающих здоровье и активную деятельную жизнь.

Задачи:

  1. создать систему профилактических мероприятий;
  2. сформировать у учащихся отрицательное отношение к курению;
  3. уменьшить количество курящих в школе;
  4. предоставить учащимся выбор действий.

 

Проблема курения среди подростков актуальна во всем мире и нашей школе тоже. В 2000 году 65% учащихся школы  были курящими, вследствие этого почти  каждый школьник являлся пассивным курильщиком. Возникла необходимость  в создании программы действий направленную  на снижение количества  курящих  учащихся в школе.

Участниками программы стали учащиеся и сотрудники школы, родители, администрация  поселения, представители  правоохранительных органов.

Программа реализуется по четырем направлениям.

  1. Учебный план - создание комплекса  уроков в рамках предметов  «Окружающий мир», «Здоровый образ жизни»; «Экология», «Биология», направленных на формирование у  школьников знаний о влиянии курения на организм человека.
  2. Работа с родителями -  информирование  родителей о последствиях курения,  об отрицательном влиянии курения на различные сферы жизни человека (классные часы, классные и общешкольные родительские собрания, просмотры видеофильмов).
  3. Система внеклассных мероприятий:

А) пропаганда здорового образа жизни (беседы, стенгазеты, театральные представления, Дни здоровья);

Б) проведение профилактических мероприятий (тренинги, ток-шоу,  общешкольные выступления);

В)    проведение школьных акций «День борьбы с курением»;

Г) создание  комплекса  досуговых и спортивных  кружков в школе (разнообразие кружков по увлечениям, работа спортивных секций);

Д) знакомство учащихся с основами правовых знаний (работа информационного характера административной комиссии поселения, представителей правоохранительных органов).

 

 

Время проведения

Ответственные

    Анкетирование

 

октябрь

Кл.руководители

Конкурс рисунков, лозунгов

 

ноябрь, май

учащиеся 1-9 классов

Антиникотиновый информ-дайджест

 

декабрь

учащиеся 5-9 классов

Классные часы

 

В течение года

Классные руководители

Методики для тех, кто хочет бросить курить

 

В течение года

врач нарколог

психолог

учитель биологии

Демонстрационные опыты

 

январь

учитель биологии

кл.руковолители

День борьбы с курением

 

ноябрь, май

Кл.руководители

учащиеся 1-9 классов

учителя

 

Общешкольное мероприятие

 

ноябрь, май

учитель биологии

кл.руковолители

 

 2. Активный отдых.

 

 

Время проведения

Ответственные

Общешкольный поход

сентябрь

Заместитель директора по воспитательной работе

Классные руководители

Уроки безопасности

сентябрь

Классные руководители

Конкурс «Самый спортивный класс»

Прыжки в длину

октябрь

Учитель физической культуры

Классные руководители

Конкурс «Самый спортивный класс»

Подтягивание, отжимание

ноябрь

Учитель физической культуры

Классные руководители

Конкурс «Самый спортивный класс»

Пионербол

январь

Учитель физической культуры

Классные руководители

Конкурс «Самый спортивный класс»

Волейбол

февраль

Учитель физической культуры

Классные руководители

Конкурс «Самый спортивный класс»

Лыжи

март

Учитель физической культуры

Классные руководители

Папа, мама, я - спортивная семья

март

Заместитель директора по воспитательной работе

Классные руководители

Конкурс «Самый спортивный класс»

Теннис

апрель

Учитель физической культуры

Классные руководители

Конкурс «Самый спортивный класс»

Лапта, футбол

май

Учитель физической культуры

Классные руководители

«День здоровья»

май

Заместитель директора по воспитательной работе

Классные руководители

Учитель физической культуры

  

3. Секционно-кружковские  занятия.

 

 

Время проведения

Ответственные

Ритмика

2 раза в неделю

Учитель физкультуры

Настольный теннис

2 раза в неделю

Учитель физкультуры

Футбол

2 раза в неделю

Учитель физкультуры

Волейбол

2 раза в неделю

Учитель физкультуры

Юный стрелок

2 раза в неделю

Учитель физкультуры

Танцевальный

2 раза в неделю

Организатор

 

4. Просветительская работа

 

 

Время проведения

Ответственные

Организация методических занятий с педагогами по вопросам охраны здоровья детей во время образовательно-воспитательного процесса.

В течение года

Учитель ОБЖ

Проведение лекции для 5-9 классов, родителей с приглашением работников ЦРБ по вопросам санитарно-гигиенического просвещения.

В течение года

Медицинский работник

Пропаганда ЗОЖ через проведение классных и общешкольных мероприятий.

В течение года

Заместитель директора по воспитательной работе

Психологические тесты, анкеты по вопросам сохранения здоровья, самоконтроля, саморегуляции для учащихся и педагогов.

В течение года

Заместитель директора по воспитательной работе

Оформление уголка «Здоровье» для учащихся.

1 раз в четверть

Классные руководители

Учащиеся 5-11 классов

Оформление книжных и журнальных выставок по вопросам здоровья.

1 раз в четверть

Библиотекарь

Проведение общешкольных родительских собраний по вопросам здоровья детей.

В течение года

Заместитель директора по воспитательной работе

5. Театрально-драматическое  объединение  «Непоседы»

 

Объединение работает по направлению «Здоровье».

Цель: пропаганда и формирование навыков ЗОЖ, физического развития детей.

Задачи:

- формирование навыков рациональной организации учебного процесса, труда и отдыха, отрицательного отношения к вредным привычкам;

- изучение правил гигиены и ЗОЖ, этических норм;

- проведение «Веселой физзарядки», музыкальных и игровых перемен, дней здоровья;

 

Мероприятия.

 

«Как медведь трубку нашел»- предупреждение формирования у детей вредной привычки – курения.

 

Проведение игры «День воды» - показать необходимость воды для всего живого на Земле, закаливание организма человека.

 

«Береги здоровье смолоду» театральная постановка – способствовать воспитанию бережного отношения к своему здоровью.

 

«Если хочешь быть здоров» - утренник по пропаганде ЗОЖ

 

«Ослепительная улыбка на всю жизнь» беседа - формирование у учащихся понятия о необходимости регулярного и правильного ухода за зубами, знакомство с основными правилами гигиены полости рта.

 

         Лечебно-профилактическое   направление

 

 

Время проведения

Ответственные

Дыхательная гимнастика

ежедневно

Классные руководители

Глазная гимнастика

ежедневно

Классные руководители

Прием витаминов

ноябрь-январь

Классные руководители

 

 

         Физкультурно-оздоровительное   направление

 

 

Время проведения

Ответственные

Физзарядка

4 раза в неделю

Учитель физической культуры

Экспертиза качества уроков физической культуры

В течение года

Администрация

Физкультминутки

Ежедневно

Классные руководители

Самостоятельная двигательная активность

(теннис, подвижные игры)

Ежедневно на переменах

Учитель физической культуры

Классные руководители

Участие в летних и зимних спартакиадах школьников.

В течение года

Учитель физической культуры

Организация отдыха детей в каникулярное время с учетом состояния их здоровья.

В течение каникул

Учитель физической культуры

Использование лыжной базы, теннисных столов, спортивного зала для проведения занятий во внеурочное время.

В течение года

Учитель физической культуры

 

 

Медико-профилактическое   направление

 

 

Время проведения

Ответственные

Осмотр вновь прибывших детей

ежемесячно

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

фельдшера медицинского пункта.

Осмотр диспансерных детей

ежемесячно

Выполнение плана профилактических прививок

по плану мед. работника

Осмотр детей узкими специалистами

февраль

Проведение антропометрии

3 раза в год

Осмотр на педикулез и чесотку

ежемесячно

Контроль на пищеблоке

ежедневно

Консультации для педагогов и учащихся:

- первая медицинская помощь

-профилактика вирусных инфекций

- ведение здорового образа жизни

- режим дня

-вредные привычки человека

- гигиена

июнь-июль в рамках летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием ребенка.

Консультации для родителей

2 раза в год на общешкольных родительских собраниях

 

 

Подготовка диагностических материалов

 

Промежуточные результаты реализации здоровьесберегающей программы «Формирование здоровьесберегающей образовательной системы школы»  фиксировали классные руководители  в карте  индивидуальных показателей   развития и состояния адаптационных систем учащихся.

 

© Stepanovka-2

Конструктор сайтовuCoz